Огромный айсберг, отколовшийся от ледника Пайн-Айленд в Западной Антарктиде в конце сентября, стал неожиданно рассыпаться на отдельные куски прямо у берега. Точные причины такого поведения до сих пор остаются непонятными, сообщает официальный сайт Британской Антарктической службы.
Ледник Пайн-Айленд в Западной Антарктиде является одним из самых быстро тающих участков Антарктического ледяного щита. Объем льда, который ежегодно теряется на этом леднике, составляет около 45 миллиардов тонн. В конце сентября этого года от шельфовой части ледника откололся огромный айсберг площадью около 270 квадратных километров. Откалывание айсбергов подобного размера от антарктических шельфовых ледников уже наблюдалось в 2001, 2007 и 2013 годах. При этом после откалывания айсберги начинали дрейфовать в море, а линия фронта ледника постепенно восстанавливалась и возвращалась примерно к тому состоянию, в котором находилась изначально.
Гляциологи ожидали, что после откалывания и этот айсберг начнет дрейфовать в Южном океане, постепенно отдаляясь от берега Антарктиды. Обычно рассыпаться на отдельные части и медленно таять айсберг начинает уже после того, как окажется в открытом море. Однако вместо этого, по данным, полученным со одного из спутников Sentinel-1 Европейского Космического агентства, айсберг начал раскалываться на множество маленьких кусков, не отходя далеко от берега и спустя всего два месяца после образования. По предположениям ученых, отойти от берега айсбергу не дали толстые участки морских ледяных образований.
Возможной причиной подобного странного поведения гляциологи называют постепенное уменьшение толщины антарктических шельфовых ледников, в результате которого изменился механизм формирования и распространения трещин при откалывании, однако до конца объяснить этот эффект пока не могут. Ученые опасаются, что рассыпание айсбергов прямо у берега может являться следствием сокращения объемов ледника и повышения уровня моря, и, возможно, в отличие от предыдущих случаев, линия фронта ледника не вернется так быстро к своему начальному состоянию.
Для изучения процесса образования и роста трещин при образовании айсбергов ученые используют спутниковую съемку, с помощью которой можно построить интерферограммы с точной информацией о смещениях отдельных участков льда. Если айсберг откололся от ледника и начал дрейфовать в море, то дополнительной информацией о динамике его образования являются борозды, которые он оставляет после себя на дне моря. По форме и направлению этих борозд, например, можно провести климатическую реконструкцию и исследовать динамику линии фронта ледника в прошлом.
Александр Дубов
Сейчас в природе их около 4800
Популяция золотистых львиных тамаринов (Leontopithecus rosalia) выросла до примерно 4800 особей в дикой природе, сообщает The Associated Press со ссылкой на природоохранную организацию Golden Lion Tamarin Association. Зоологи пришли к такому выводу после того, как в течение года подсчитывали этих яркоокрашенных приматов в атлантических лесах на побережье юго-восточной Бразилии — единственном месте, где они обитают. Для сравнения, около пятидесяти лет назад численность золотистых львиных тамаринов составляла менее 200 особей. Тогда они едва не вымерли из-за массовой вырубки их родных лесов и отлова для содержания в качестве домашних питомцев. К счастью, благодаря усилиям специалистов, которые охраняли оставшиеся местообитания львиных тамаринов, разводили этих приматов в неволе и реинтродуцировали в природу, вид удалось спасти от исчезновения. В 2016-2018 годах золотистые львиные тамарины столкнулись с новой угрозой — вспышкой переносимой комарами желтой лихорадки, которая сократила их популяцию примерно на 30 процентов. Если в 2014 году в природе обитало 3700 особей этого вида, то в 2019 году осталось только 2500. Впрочем, судя по всему, теперь тамаринам удалось восстановить эти потери и достичь максимальной численности по меньшей мере за полвека. Вероятно, это стало возможным в результате естественного затухания вспышки, а также за счет того, что специалисты привили от лихорадки 370 особей и увеличили площадь лесов в местах их обитания на 16 процентов с 2014 по 2022 год.