На борту затонувшего корабля «Эребус» нашли расческу с волосами

Но извлечь из них ДНК не удалось

Подводные археологи во время исследований затонувшего корабля «Эребус», проходивших в 2019 году, обнаружили в одном из помещений расческу с 21 человеческим волосом. Несколько образцов исследователи отправили на анализ ДНК, однако генетический материал в них не сохранился. Кроме того, химики изучили элементный состав волос с «Эребуса», волосы погибших участников экспедиции, похороненных на острове Бичи, а также эталонные образцы. Однако однозначных выводов этот анализ также не дал. Об этом сообщается в статье, опубликованной в Journal of Archaeological Science: Reports.

В 1845 году под руководством сэра Джона Франклина началась британская полярная экспедиция, в задачи которой входило исследование последней неизвестной части Северо-Западного морского прохода через Северный Ледовитый океан. В ее состав входили два бывших бомбардирских судна Королевского военно-морского флота: «Эребус» и «Террор», модернизированные по передовым стандартам XIX столетия для плаваний во льдах. Экипаж двух кораблей состоял из 129 человек, большинство из которых были англичанами.

Больше полутора столетий исследователи пытаются восстановить цепочку событий, произошедших с погибшей экспедицией (о ее двух участниках можно прочитать в материале «Хорошо сохранились»). Среди прочего, за последние десять лет удалось обнаружить оба затонувших корабля. Так, в 2014 году исследователи нашли остов «Эребуса», а спустя два года — «Террора». Причем последнее судно обнаружили в 96 километрах от предполагаемого места крушения.

Эдриан Боумэн (Adrian Bowman) из Университета Глазго совместно с коллегами из Великобритании и Канады сообщил, что в 2019 году во время подводных исследований корабля «Эребус» ученые обнаружили в одном из помещений расческу, изготовленную из сатинового дерева (Chloroxylon swietenia) и свиной щетины. Предположительно, этим помещением заведовал стюард (официант или коридорный на судне) Эдмунд Хор. Поэтому исследователи предположили, что расческа могла принадлежать стюарду или капитанам Джону Франклину или Джеймсу Фицджеймсу, которых обслуживал Хор.

На расческе с корабля «Эребус» сохранился 21 волос, включая один волосок из бороды. Кроме того, для анализов исследователи отобрали образцы волос членов экспедиции, погребения которых в 1980-е годы раскопали на канадском острове Бичи. Они представлены шестью образцами Джона Хартнелла (три волоса с затылка и три волоса из бороды) и тремя образцами из бороды Уильяма Брейна. Для сравнения ученые привлекли эталонные образцы волос современных людей.

Микроскопический анализ волос с расчески показал, что, за исключением одного, все образцы были светло-каштанового цвета и представляли собой остатки шевелюры. Лишь один образец оказался темно-каштанового или черного цвета и представлял собой волосок из бороды. Волоски в основном были прямыми, а их длина достигала двух—четырех сантиметров при толщине от 60 до 90 микрометров. Характеристики этих образцов позволили сделать вывод, что, вероятнее всего, они принадлежали европеоидам.

Четыре волоса, найденных на «Эребусе», ученые отправили на анализ ДНК. Однако ни в одном образце не сохранилась ни ядерная, ни митохондриальная ДНК человека. Затем исследователи решили провести химический анализ волос. Из-за долгого нахождения под водой образцы оказались сильно загрязнены, поэтому исследованию элементного состава предшествовали процедуры очистки. Несмотря на это, однозначных выводов по полученным результатам ученые сделать не смогли. Волосы с «Эребуса» заметно отличались по химическому составу от образцов из погребений с острова Бичи и эталонной коллекции, в том числе за счет повышенной концентрации магния, марганца, стронция и свинца. Но непонятно, насколько эти результаты отражают реальное состояние человека или людей, которым принадлежали эти волосы.

В конце прошлого года на N + 1 рассказывали, как канадские подводные археологи провели новые исследования корабля «Эребус». За 11 дней работы они обнаружили 275 артефактов, среди которых выделялся набор чертежных инструментов, обнаруженный в офицерской каюте.

«Академия при царском дворе: греческие ученые и иезуитское образование в России раннего Нового времени»