В тиморской пещере нашли 14 «цветных мелков» эпохи верхнего палеолита

Они представляют собой кусочки гематита

Археологи представили результаты исследований, проходивших в пещере Лайли, которая находится на острове Тимор. Они уточнили, что люди впервые пришли на эту стоянку около 44 тысяч лет назад. Среди прочего, в культурных слоях старше 36 тысяч лет ученые обнаружили 14 «цветных мелков», которые представляют собой небольшие кусочки гематита. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Nature Communications.

Ученые продолжают регулярно уточнять время и предполагаемые маршруты, по которым люди современного анатомического вида (Homo sapiens) заселили Сунду, Сахул и окружавшие их острова, которые оставались таковыми даже в периоды более низкого уровня Мирового океана. На сегодняшний день самые древние свидетельства появления представителей нашего вида в материковой части Юго-Восточной Азии происходят из лаосской пещеры Там-Па-Линг, где археологи обнаружили фрагмент черепа человек, жившего около 70 тысяч лет назад, а также обломок большеберцовой кости, которой потенциально может быть до 86 тысяч лет.

На островах бывшей Сунды самые древние находки, связанные с сапиенсами, исследователи раскопали в индонезийской пещере Лида-Аджер (Суматра), где они обнаружили зубы человека, жившего между 73 и 63 тысячами лет назад. В Австралии же, которая в тот период была частью Сахула, древнейшим подобным памятником считается стоянка под скальным навесом Маджедбебе, где нашли артефакты, возраст которых варьирует в пределах 52,7–65 тысяч лет.

В новой работе Кери Шиптон (Ceri Shipton) из Университетского колледжа Лондона совместно с коллегами из Австралии и Великобритании представил результаты исследований, проходивших на Тиморе. В период расселения людей современного вида по миру этот крупный остров продолжал оставаться таковым и, согласно предположениям ученых, возможно, через него проходил маршрут, по которому заселили Австралию. Однако находок на памятниках этого острова старше 45 тысяч лет пока не известно.

Археологи провели новые исследования в пещере Лайли, где разведочные раскопки проходили в 2011 году. Среди прочего, эта работа позволила уточнить время, когда люди посещали эту стоянку. По данным ученых, впервые они пришли сюда около 43949 лет назад (48558–42803 года назад при доверительном интервале 95,4 процента). Затем после небольшого перерыва сапиенсы вновь посещали пещеру в период примерно с 37847 по 36237 лет назад. Третий этап функционирования этой стоянки продолжался приблизительно с 26452 по 10106 лет назад, а четвертый — около 9419–1878 лет назад.

О том, что люди посещали пещеру примерно с 44 тысяч лет назад, говорят не только многочисленные каменные артефакты, но и древесный уголь, зола, а также кости и прочие остатки различных животных, включая морских и пресноводных беспозвоночных и рыб. Помимо прочего, в слоях старше 36 тысяч лет исследователи обнаружили 41,9 грамма гематита, включая 14 «цветных мелков» (или «карандашей»), на которых присутствуют микроскопические следы использования. Кроме того, в одном из древнейших слоев археологи раскопали терочный камень, на поверхности которого сохранилось заметное количество красного минерального пигмента.

Подобные упомянутым «цветным мелкам» артефакты находили и на других археологических памятниках каменного века. Например, такой артефакт известен из Денисовой пещеры и из археологического памятника Стар-Карр.

Глиняная табличка поведала о созданной 4000 лет назад торговой компании