«Спектр-РГ» увидел разрыв звезды сверхмассивной черной дырой

Астрономы благодаря космической обсерватории «Спектр-РГ» и наземным телескопам смогли пронаблюдать событие приливного разрушения звезды сверхмассивной черной дырой в далекой галактике. Предполагается, что источником рентгеновского излучения, зарегистрированного обсерваторией, является аккреционный диск вокруг черной дыры, сообщается на сайте Института космических исследований РАН.

Цели «Спектра-РГ», ведущего научные наблюдения с октября прошлого года, заключаются в построении детальных карт небесной сферы в мягком и жестком диапазонах рентгеновского излучения с рекордной чувствительностью, изучении уже известных рентгеновских объектов и поиска новых. Обсерватория оснащена двумя телескопами, работающими по принципу рентгеновской оптики косого падения: российского широкоугольного ART-ХС и немецкого eROSITA, которые установлены на российской платформе «Навигатор». По плану «Спектр-РГ» должен проработать около 6,5 лет в космосе.

К настоящему времени оба телескопа обсерватории завершили два обзора всего неба, что позволяет сравнивать данные наблюдений, изучая переменность источников рентгеновского излучения и открывая транзиенты, ставшие видимыми в ходе второго обзора. В частности, объекты, яркость которых возросла более чем на порядок, телескоп eROSITA обнаруживает примерно раз в сутки.

9 ноября 2020 года eROSITA обнаружила новый источник излучения, рентгеновский спектр которого можно описать моделью черного тела с температурой всего 70 электронвольт и потоком излучения в мягком рентгеновском диапазоне (0,3-2 килоэлектронвольт) 1,7× 10-12 эрг на секунду на квадратный сантиметр. Положение объекта совпало с положением оптического транзиента ZTF20abgbdpr, наблюдавшего в июне 2020 года наземной системой ZTF (Zwicky Transient Facility) и находящегося в небольшой галактике на красном смещении z=0,0942, ядро которой не демонстрировало признаки активности. В дальнейшем источник исследовался при помощи телескопа Кека, в его спектре были найдены эмиссионные линии водорода и ионов гелия и кислорода.

В итоге ученые пришли к выводу, что наблюдали не взрыв сверхновой, а событие приливного разрушения звезды сверхмассивной черной дырой, при этом часть вещества звезды образовала аккреционный диск вокруг нее, порождая поток рентгеновского излучения. Подобные события наблюдаются нечасто и представляют для ученых большой интерес с точки зрения исследования процессов, связанных с черными дырами.

Ранее мы рассказывали о том, как благодаря «Спектру-РГ» исследователи разобрались в природе пузырей Ферми, увидели пробуждение черной дыры, нашли идеально круглое пылевое кольцо, и смогли изучить распределение горячего газа в скоплениях галактик.

«Джеймс Уэбб» отыскал очень легкую спокойную галактику