Челюсть архаичного человека из пещеры Табун состарили примерно до 200 тысяч лет

Ученые уточнили хронологию этого палеолитического памятника

Группа ученых с помощью инфракрасно-стимулируемой люминесценции исследовала образцы отложений, отобранные в различных слоях израильской пещеры Табун. Проделанная работа позволила уточнить хронологию этого палеолитического памятника. Среди прочего, ученые определили, что возраст найденной здесь много лет назад нижней челюсти архаичного человека составляет около 200 тысяч лет. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Quaternary Geochronology.

Пещера Табун находится на склоне израильской горы Кармель — всего в паре сотен метров от другого известного археологического памятника Схул. Почти сто лет назад исследователи обнаружили в ней 25-метровую толщу плейстоценовых отложений с рядом культурных слоев нижнего и среднего палеолита, артефакты из которых позволяют проследить, как менялась материальная культура Леванта в течение нескольких сотен тысяч лет.

Помимо этого, еще во время раскопок 1929–1934 годов археологи обнаружили в пещере Табун важные антропологические находки, обозначаемые Tabun-C1 и Tabun-C2. Останки Tabun-C1 представляют собой фрагментарный скелет, который, вероятно, принадлежал неандертальской женщине, жившей около 130–100 тысяч лет назад (долгое время предполагался более молодой возраст этого захоронения). Находка Tabun-C2 — почти полная нижняя челюсть, которую обнаружили в более глубоком слое, чем фрагментарный скелет. До сих пор среди ученых нет единого мнения, какому виду древних людей она принадлежала: архаичному сапиенсу, неандертальцу, их гибриду или кому-то еще. В последних работах, посвященных этой находке, ее возраст оценивали примерно в 135–170 тысяч лет.

В новой статье Мейлис Ричард (Maïlys Richard) из Университета Бордо III совместно с израильскими коллегами представила результаты новых исследований хронологии пещеры Табун. На этот раз ученые обратились к оптическому датированию различных культурных слоев с помощью метода инфракрасно-стимулированной люминесценции.

Наиболее ранние полученные датировки относятся к культурным слоям с орудиями ашело-ябрудского культурного комплекса, на смену которому на Ближнем Востоке уже пришла культура среднего палеолита. По данным исследователей, самые поздние находки ашело-ябрудского культурного комплекса из пещеры Табун датируются примерно 265 ± 26 тысячами лет назад. При этом материалы из двух других израильских памятников (пещеры Мислия и Кесем) говорят о том, что индустрии этого типа просуществовали до 250–200 тысяч лет назад.

Для слоев ранней поры среднего палеолита ученые получили датировки от 288 ± 29 до 189 ± 17 тысяч лет назад, причем самая ранняя из них оказалась древнее, чем для расположенного ниже слоя с ашело-ябрудийскими орудиями конца раннего палеолита. Учитывая это, они пришли к выводу, что, вероятно, переход от раннего палеолита к среднему произошел в промежутке между 288 ± 29 и 265 ± 26 тысячами лет назад — возможно, примерно 250 тысяч лет назад. По словам исследователей, остается неясно, произошла ли эта культурная трансформация на местной основе или же она связана с миграцией на Ближний Восток нового населения, под которым они подразумевали архаичных людей современного вида.

Конец ранней поры среднего палеолита, судя по новым датировкам для пещеры Табун, пришелся на период около 219 ± 20 и 199 ± 19 тысяч лет назад, хотя обычно предполагалось, что это произошло позже — примерно 160–140 тысяч лет назад. Упомянутая нижняя челюсть Tabun-C2 происходила из отложений, относящихся к началу средней поры среднего палеолита. Для них исследователи получили датировки от 204 ± 18 до 192 ± 14 тысяч лет, усреднив которые они пришли к выводу, что, вероятно, челюсть принадлежала человеку, жившему примерно 196 ± 9 тысяч лет назад. Более того, в своей статье ученые, по-видимому, склоняются к предположению, что челюсть представляет собой останки архаичного человека современного анатомического вида. Если это так, что пока выглядит достаточно спекулятивно, то эта находка с новой датировкой претендует на право называться древнейшими останками архаичного сапиенса, найденными за пределами Африки.

В настоящее время древнейшими останками человека современного вида, раскопанными за пределами Африки, обычно считается фрагмент верхней челюсти из израильской пещеры Мислия возрастом от 177 до 194 тысяч лет. Кроме того, несколько лет назад ученые предположили, что 210-тысячелетний череп из греческой пещеры Апидима также принадлежал архаичному сапиенсу. Однако далеко не все согласны с таким определением.

У вала Чингисхана раскопали погребение представительницы домонгольской кочевой элиты