Принесенный в жертву ребенок из Пакиме оказался потомком близких родственников

Его захоронение нашли у столба, подпиравшего крышу дома

Генетики прочитали ДНК ребенка из индейского поселения Пакиме, которого в XIV веке нашей эры принесли в жертву и похоронили у опорного столба крыши дома. Исследователи выяснили, что останки принадлежали мальчику примерно двух—пяти лет, родителями которого были близкие родственники. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Antiquity.

Пакиме — один из самых значимых археологических памятников, расположенных на юго-западе современных США и севере Мексики. Этот объект, внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, представляет собой внушительное для своего времени поселение, расцвет и упадок которого пришлись примерно на 1200–1450 годы нашей эры. До наших дней от него сохранились остатки многочисленных домов (в том числе состоявших из нескольких этажей), которые местные индейцы строили главным образом из сырцового кирпича.

Среди прочего, на памятнике Пакиме исследователи раскопали интересное сооружение, получившее название Дом Колодца. Помимо самого колодца, который располагался глубоко под домом, исследователи обнаружили в нем человеческие захоронения, принесенных в жертву попугаев и множество артефактов: миллионы раковин морских моллюсков, сосуды и чаши, курительные трубки, а также разнообразные необработанные материалы: риколит, бирюзу, селенит и медную руду. Анализ находок из этого дома позволил выдвинуть гипотезу, что это сооружение могло принадлежать шаманам-жрецам, которые относились к местной элите.

В новой работе ученые из Мексики и США во главе с известным палеогенетиком Дэвидом Райхом (David Reich) из Гарвардского университета представили результаты исследования останков из необычного погребения, раскопанного в Доме Колодца. Много лет назад в одной из больших комнат этого сооружения археологи скелет ребенка примерно двух—пяти лет, которого около 1301–1397 годов нашей эры похоронили у основания деревянного столба, подпиравшего крышу. Расположение останков и предсмертная травма на черепе указали на то, что ребенка, скорее всего, принесли в жертву.

Генетический анализ показал, что останки принадлежали мальчику, который был носителем митохондриальной гаплогруппы C1b и Y-хромосомной гаплогруппы Q1a2a2b1a — это согласуется с тем, что он был коренным американцем. Затем исследователи сравнили геном ребенка с ранее опубликованными геномами древних и современных представителей американских популяций. Ближе всего он оказался к популяции папаго (тохоно о’одхам) — одному из сонорских народов, который проживает на юго-западе США и северо-западе Мексики, а также к более древним, чем он сам, жителям этого региона.

Дальнейшие исследования показали, что в геноме мальчика присутствуют большие гомозиготные фрагменты — свидетельства того, что он был потомком достаточно близких родственников. Причем ранее лишь у одного представителя коренных американских популяций палеогенетики выявляли большее количество длинных гомозиготных участков. Исследователи пришли к выводу, что, вероятно, родители мальчика не были даже двоюродными братом и сестрой. По их данным, они приходились друг другу родственниками второй степени, то есть ребенок был потомком брата и сестры, у которых был один общий родитель, тети/дяди и племянника/племянницы или бабушки/дедушки и внука/внучки.

По словам ученых, вполне возможно, что мальчик был потомком близкородственной пары, принадлежавшей к элите Пакиме, которая контролировала доступ к колодцу и занималась ритуальной деятельностью. Обход табу на близкородственное смешение, которое характерно для многих древних и современных обществ, по их мнению, может отражать то, что представители элиты пытались таким способом сохранить влияние в рамках одной семьи. А принесение в жертву ребенка, рожденного от двух представителей элиты, могло быть способом освящения Дома Колодца и укреплять их статус.

Недавно мы рассказывали, как палеогенетики исследовали останки принесенных в жертву детей, которые археологи нашли в майяском чултуне в Чичен-Ице. Ученые выяснили, что все останки принадлежали мальчикам, причем среди них были как минимум две пары однояйцевых близнецов.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Происхождение казахов Синьцзяна смоделировали из четырех предковых компонент

На это указал анализ более чем 200 геномов