Палеоантропологи обнаружили, что люди современного типа жили в Евразии еще 210 тысяч лет назад, говорится в Nature. К такому выводу ученые пришли, проведя морфометрический анализ черепа, найденного на юге Греции. Если результаты авторов статьи верны, это значит, что люди современного типа вышли из Африки как минимум на 16 тысяч лет раньше, а появились в Европе на 165 тысяч лет раньше, чем предполагали исследователи.
Предположительно, юго-восток Европы был одним из основных миграционных путей, по которому древние люди попадали на континент. Кроме того, это был один из рефугиумов, где люди выживали во время оледенений. Поэтому исследователи считают (1, 2), что в этом регионе должны были сохраниться останки, отражающие расселение разных видов людей и выживание отдельных популяций. Подтвердить эту гипотезу довольно сложно, так как до сих пор на Балканах нашли не слишком много останков древних людей. Однако результаты недавнего исследования добавили еще одно доказательство в ее пользу.
Катерина Харвати (Katerina Harvati) из Тюбингенского университета и ее коллеги из Великобритании, Германии и Греции провели морфометрический и радиоизотопный анализ двух неполных черепов, которые более 40 лет хранились в Антропологическом музее Афинского университета. Останки нашли в 1978 году в пещере Апидима на юге Греции. Их геоморфологическая датировка, которую провели в предыдущей работе Харвати и ее коллеги, дала диапазон 100–190 тысяч лет. Другие исследователи датировали череп Апидима 2 с помощью уран-ториевого метода и назвали его минимальный возраст — 160 тысяч лет. Видовую принадлежность черепа Апидима 1 определить не удалось, а череп Апидима 2 Харвати и ее коллеги по результатам морфометрических измерений признали неандертальцем.
Вторичный анализ черепа Апидима 2 уран-ториевым методом позволил уточнить его возраст — не меньше 170 тысяч лет. Датировка черепа Апидима 1 показала, что его владелец жил еще раньше, не менее 210 тысяч лет назад. Морфометрический анализ останков подтвердил, что Апидима 2 — череп неандертальца. В строении черепа были характерные для неандертальцев особенности, в том числе массивные надбровные дуги и большая носовая полость. Апидима 1 представлял собой сочетание архаичных особенностей и черт людей современного типа. Некоторые линейные размеры его черепа соответствовали размерам Homo sapiens, другие — средним значениям между неандертальцами и сапиенсами. Однако череп Апидима 1 не принадлежал неандертальцу, так как в нем отсутствовали характерные для вымерших людей особенности. В частности, его череп более круглый и у него на затылке отсутствует характерный для неандертальцев «шиньон». По форме Апидима 1 похож на череп Назлет Хатер 2, принадлежавший человеку современного типа, жившему 30-45 тысяч лет назад на юге современного Египта. Некоторые исследователи полагают, что Назлет Хатер 2 мог быть потомком анатомически современных и архаичных людей.
Авторы отмечают, что если их интерпретация верна, Апидима 1 является древнейшим известным Homo sapiens, жившим в Евразии. Это также значит, что люди современного типа покинули Африку как минимум на 16 тысяч лет раньше, чем считалось, и появились в Европе на 165 тысяч лет раньше, чем предполагали исследователи. Возможно также, что они скрещивались с неандертальцами еще в среднем плейстоцене (200–400 тысяч лет назад).
Два года назад палеоантропологи «состарили» человека современного типа на 100 тысяч лет. Они обнаружили в Марокко останки людей, живших около 315 тысяч лет назад.
Как соцсети создают наши мечты
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Частое использование социальных сетей негативно влияет на психическое здоровье. Вероятно, причина заключается в том, что мы склонны сравнивать себя с другими людьми. В книге «Формула грез. Как соцсети создают наши мечты» (издательство «Individuum») исследовательница медиа и культуры селебрити Катя Колпинец рассказывает, как образы идеальной жизни, формирующиеся в социальных сетях, влияют на все аспекты нашей жизни: от работы и отдыха до отношения со своим телом и другими людьми. Оргкомитет премии «Просветитель» включил ее в длинный список из 20 книг, среди которых будут выбраны финалисты и лауреаты премии. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом, посвященным тому, как представления об идеальной внешности используются для того, чтобы рекламировать пищевые добавки.