Найденные в Марокко останки «состарили» Homo sapiens на 100 тысяч лет

Ученые из Института эволюционной антропологии Макса Планка обнаружили в Марокко останки людей и инструменты, которыми они пользовались. Они оказались на сотню тысяч лет старше всех известных останков Homo sapiens — их возраст составляет около 315 тысяч лет. Работа опубликована в Nature.

Есть несколько теорий происхождения вида Homo sapiens, однако согласно самой распространенной из них современный человек появился в Африке. До сих пор считалось, что это произошло около двухсот тысяч лет назад, после чего этот вид вытеснил другие виды людей, в том числе неандертальцев и денисовцев. Древнейшие останки этого возраста были найдены в формации Омо Кибиш в Эфиопии, в бассейне реки Омо. Эта территория считалась своеобразным «Эдемом», где появились самые первые современные люди.

Ученые обнаружили захоронение с останками пяти людей и древними инструментами в Марокко — то есть гораздо западнее. Это произошло на палеолетической стоянке Джебель-Ирхуд, открытой в 1962 году. В этой пещере ранее был найден прекрасно сохранившийся череп, который сначала ошибочно сочли черепом неандертальца, жившего около сорока тысяч лет назад.

Для того, чтобы добыть останки, ученым пришлось освободить пещеру от двухсот кубометров камней. Им удалось обнаружить в захоронении череп, зубы и кости конечностей, которые принадлежали трем взрослым людям, подростку и ребенку около семи с половиной лет. После этого ученые провели детальный морфологический анализ всех имеющихся останков этой пещеры. Жившие здесь люди были, по-видимому, очень похожи на современных, в том числе имели плоское лицо и тонкие надбровные дуги. При этом они обладали более крупной челюстью и зубами, а также удлиненной черепной коробкой. По строению их черепа напоминают череп, обнаруженный с другой стороны континента, во Флорисбаде (ЮАР), возраст которого ранее оценили в 260 тысяч лет. Новые данные позволяют предположить, что он также относится к ранним Homo sapiens.

Ученые также обнаружили около останков обработанные кости газели, каменные заостренные инструменты и угли, свидетельствующие о том, что люди готовили здесь пищу на костре. Ненужные инструменты сжигали там же. Термолюминесцентный анализ позволил выяснить, что возраст горелых инструментов составляет около 315 тысяч лет. Это соответствует новым, пересчитанным результатам радиометрического анализа зуба найденного здесь ранее черепа. Согласно им, возраст зуба составляет от 254 до 318 тысяч лет. Таким образом, комментируют ученые, останки пещеры Джебель-Ирхуд — самые древние останки ранних Homo sapiens из известных на этот день, и их возраст на сто тысяч лет превышает возраст остальных.

При этом некоторые палеонтологи — например, Мария Мартинон-Торрес из Университетского колледжа Лондона — не согласны с тем, что эти останки принадлежат виду Homo sapiens, поскольку у их черепов не выражен подбородок и лоб так, как они выражены у современного человека. По ее мнению, эти кости принадлежат более ранним видам, нежели современный человек. Жан-Жак Юбле, возглавивший проект и занимающийся раскопками из Джебель-Ирхуд уже более тридцати пяти лет, напротив, полагает, что встретив такого человека на улице, мы бы не отличили его от современного.

Местонахождение останков указывает на то, что ранние Homo sapiens, по-видимому, не жили в одном конкретном месте и что теория «Эдема», следовательно, не верна. Они были распространены по всей Африке, и разные их группы могли вносить свой вклад в существование современных людей.

Отдельно стоит отметить, что анализ митохондриальной ДНК современного человека и неандертальцев указывает на то, что они могли разойтись еще раньше — возможно, даже пятьсот тысяч лет назад, так что находка может стать не последней в списке древнейших останков. Новые данные также говорят о том, что современный человек, по-видимому, еще более далек от таких родственных видов, как Homo naledi.