Олдувайские каменные шары оказались дробилками костей

Исследователи палеолитической пещеры Кесем в Израиле выяснили, что обнаруженные там шарообразные каменные орудия использовались для дробления костей животных и добычи костного мозга. Статья опубликована в журнале PLOS One.

Археологи нашли немало каменных шаров в контекстах олдувайской и ашельской культур в восточной Африке и на Ближнем Востоке. Древнейшие люди начали изготавливать их около 2,4 миллионов лет назад, подбирая камни подходящей формы и доводя ее до шарообразной при помощи сколов. В разное время ученые предполагали, что это были метательные снаряды, орудия для размягчения пищи или вовсе отходы от изготовления других орудий.

Палеолитическая стоянка в пещере Кесем (нынешний Центральный округ Израиля) датируется периодом 200–420 тысяч лет назад. В это время в регионе уже существовала ябрудская культура, для которой характерны более продвинутые орудия труда. Кесемцы последними из известных нам древних людей, которые пользовались шарами.

Археолог Элла Ассаф (Ella Assaf) из Тель-Авивского университета и ее коллеги отобрали десять шаров, найденных в Кесеме, и исследовали их при помощи стереомикроскопа и металлографического микроскопа в Лаборатории питания и древних технологий Университета Ла Сапиенца. Анализ износа шаров показал, что они использовались как ударное орудие. Некоторые из них, судя по отложениям на поверхности камня, не были изготовлены на месте — кесемцы принесли их в пещеру из каких-то других мест и продолжали использовать.

Кроме того, на орудиях обнаружились микроскопические органические остатки, в том числе въевшийся жир и осколки костей. В пещере найдено множество костей животных. В 2015 году анализ зубного камня кесемцев также подтвердил, что основу их рациона составляло мясо. Группа Ассаф предположила, что шары использовали, чтобы дробить кости и добывать костный мозг.

Чтобы проверить свое предположение, они изготовили несколько собственных шаров из известняка по той же технологии, что и кесемцы, и попытались с их помощью добыть костный мозг из говяжьих и бараних костей, с которых предварительно сняли мясо каменными скребками. Для сравнения они проделали ту же операцию, используя необработанный камень. Оказалось, что каменные шары для этой цели гораздо более эффективны: их удобнее держать, а острые сколы быстрее раскалывают кость, так что мозг не разбрызгивается.

Ранее ученые убедились, что древнейшие олдувайцы создавали каменные орудия под конкретные задачи, а также что они продолжали пользоваться устаревшими орудиями даже после появления более продвинутых.

Артем Ефимов