В Эфиопии обнаружили каменные орудия ашельской и олдувайской культур в непосредственной близости к черепам человека прямоходящего (Homo erectus), сообщается в Science Advances. Сочетание орудий двух культур может говорить о том, что этот вид был очень пластичен в своем поведении. Кроме того, обнаруженные черепа имеют существенные морфологические различия, что указывает на вероятный половой диморфизм эректусов.
Даже шимпанзе пользуются камнями как инструментами, а среди представителей рода Homo роль первого пользователя орудий обычно приписывают человеку умелому (Homo habilis). Вероятно, он унаследовал технологию их создания от австралопитеков. Примитивно обработанные камни, которые применял человек умелый, называют орудиями олдувайской культуры, они появились около 2,5 миллионов лет назад.
Более молодой и продвинутый вид, человек прямоходящий (Homo erectus), использовал усложненные орудия ашельской культуры. Считается, что с ее появлением олдувайская культура ушла в прошлое. И хотя каменные орудия редко находят в непосредственной близости собственно к останкам людей, нередко ашельские ручные рубила привязывают к эректусам, а олдувайские скребки и чопперы (считается, что в олдувае были более простые «проторубила») — к хабилисам в рамках концепции «один вид — одна культура».
Находка группы палеоантропологов из Испании и США, сделанная в рамках проекта «Гона» в Эфиопии под руководством Силеши Семо (Sileshi Semaw), ставит под сомнение эту гипотезу. Ученые обнаружили фрагменты двух черепов, предположительно принадлежавших Homo erectus, а рядом с ними в том же стратиграфическом слое (на расстоянии 1–2,5 метра) — рубила и скребки олдувайской и ашельской культур. По мнению исследователей, это означает, что люди использовали эти орудия.
Череп лучшей сохранности нашли на участке Дана Ауле. Возраст останков определили в 1,5–1,6 миллиона лет. Объем мозговой части черепа очень мал — всего 598 кубических сантиметров. Предполагают, что он принадлежал особи женского пола. Второй череп обнаружили на участке Басидима в 5,7 километрах к юго-западу от Дана Ауле. Он крупнее и имеет более грубые черты, его возраст, предположительно, 1,26 миллиона лет. Этот череп, скорее всего, принадлежал мужчине.
Возраст орудий, как посчитали авторы, совпадает с датировкой черепов. Получается, что олдувайскими чопперами и скребками человек прямоходящий пользовался и полтора, и 1,26 миллиона лет назад, а ранее считалось, что орудия ашельской культуры сменили их уже 1,7 миллиона лет назад.
Новые находки говорят о том, что резкой смены орудий могло и не быть, а эректусы и после развития технологий применяли старые «инструменты», если они подходили под наличные задачи. Отсюда можно предположить, что поведение человека прямоходящего было весьма пластичным. Кроме того, различия в морфологии найденных черепов указывают на то, что у этого вида мог наблюдаться половой диморфизм — хотя раньше считалось, что у Homo erectus он был выражен в меньшей степени, чем у более древних видов людей.
Орудия олдувайской культуры считаются одними из самых примитивных. Однако в последние годы вышло несколько работ, где показывается, что они не так уж просты. Во-первых, древние люди создавали их под конкретные задачи, выбирая наиболее подходящий материал. Во-вторых, самым старым предметам предположительно олдувайской культуры оказалось на 200 000 лет больше, чем самым древним известным до этого.
Светлана Ястребова