Древнейшую каменную ловушку на леопарда построили больше 6000 лет назад

Ученые датировали объекты, расположенные в Иудейской пустыне

Ученые из Израиля, Испании и Италии исследовали древние и старинные каменные ловушки на леопардов, найденные в Иудейской пустыне. С помощью оптически стимулированной люминесценции они выяснили, когда были построены 14 таких объектов. Две ловушки датированы V и IV тысячелетиями до нашей эры и представляют собой древнейшие подобные сооружения, известные на сегодняшний день. Об этом сообщается в журнале Quaternary Science Reviews.

В разных уголках нашей планеты сохранились многочисленные остатки разнообразных древних охотничьих сооружений, обладавших региональной спецификой. Например, за последние годы появилось достаточно много работ, посвященных так называемым ближневосточным воздушным змеям пустыни, которые представляют собой масштабные каменные заграждения, вероятно, использовавшиеся для загонной охоты на копытных животных. Менее известен другой тип памятников из этого региона — каменные ловушки на леопардов.

Они представляют собой каменные конструкции, которые сооружались для поимки южноаравийских леопардов (Panthera pardus nimr) и некоторых других хищных животных. Из каменных плит и глыб люди сооружали камеру. Внутри нее размещалась наживка на деревянном колу, к которому также крепилась веревка, удерживающая установленную над входом плиту. Когда животное стягивало наживку, то оно оказывалось в западне. После этого люди или дожидались, когда животное умрет, или убивали его копьями через щели в конструкции. На сегодняшний день древнейшая подобная ловушка на леопардов найдена в пустыне Негев в Израиле, ее возраст составляет около 5300 лет.

Ури Давидович (Uri Davidovich) из Еврейского университета в Иерусалиме совместно с коллегами из Израиля, Испании и Италии представил результаты новых исследований ловушек на леопардов. Свою работу они посвятили объектам, расположенным в Иудейской пустыне. С 1980-х годов на этой территории археологи выявили 16 подобных ловушек, большинство из которых расположены в радиусе 12 километров от оазиса Эйн-Геди. Размер их камер составлял около 2–3 метров в длину, 30–45 сантиметров в ширину и 30–60 сантиметров в высоту.

К настоящему времени одну из этих ловушек полностью раскопали, а одна была уничтожена. Чтобы определить возраст сохранившихся объектов, ученые отобрали 38 образцов для датирования с помощью оптически стимулированной люминесценции. Проведенный анализ показал, что две ловушки на леопардов были построены в V и IV тысячелетиях до нашей эры, то есть в эпоху халколита и раннем бронзовом веке. Тем самым это древнейшие каменные ловушки на леопардов, известные на сегодня.

Еще одну ловушку построили в конце II тысячелетия до нашей эры, то есть в позднем бронзовом или раннем железном веке. К I тысячелетию до нашей эры относятся два объекта, один из которых построили в персидское время (VI–IV века до нашей эры), а другой — в эллинистическую эпоху (III–II века до нашей эры). Восемь ловушек, по-видимому, были сооружены примерно приблизительно в 600–1400 годах нашей эры, а самый поздний объект, в котором археологи нашли гильзу от огнестрельного оружия, ученые датировали XVIII веком нашей эры.

Исследователи отметили, что большая часть изученных ловушек на леопардов относится ко времени, когда в оазисе Эйн-Геди, по-видимому, отсутствовали постоянные поселения. Поэтому они считают маловероятным, что эти сооружения возводились для защиты домашних сельскохозяйственных животных. Скорее всего, строителями ловушек, по мнению ученых, были кочевые скотоводы, от которых сохранилось очень мало следов.

Ученые также проанализировали места расположения ловушек и выяснили, что они сооружались недалеко от основных источников пресной воды и рядом с местообитаниями капских даманов (Procavia capansis), которые наряду с нубийскими горными козлами (Capra ibex nubiana) выступали основной добычей южноаравийских леопардов. Причем это характерно для ловушек, независимо от времени их сооружения. Кроме того, охотничьи конструкции, вероятно, намеренно возводились вдали от троп, которыми пользовались люди, или от стоянок скотоводов.

Люди охотились на крупных кошек и в более ранние эпохи. Например, мы рассказывали, как в Германии нашли останки пещерного льва (Panthera spelaea / leo spelaea), которого примерно 48 тысяч лет назад неандертальцы убили деревянным копьем. А в иранской пещере археологи обнаружили кости леопарда, жившего между 81 и 45 тысячами лет назад, с которого древние люди, по-видимому, сняли шкуру.

Собак из скандинавского погребения в лодке приписали к элитной породе