Вибрирующий диск на лице помог младенцам быстрее узнать себя в зеркале

Они прошли зеркальный тест на два месяца раньше детей из контрольной группы

Американские ученые придумали эксперимент, в ходе которого на лица младенцев, еще не узнающих себя в зеркале, крепили вибрирующий диск и наблюдали за тем, как дети прикасаются к нему — как без зеркала, так и перед ним. Спустя три таких тренировки, которые проходили раз в месяц, 16-месячные дети смогли пройти классический зеркальный тест, то есть начали узнавать себя в зеркале. А вот младенцы из контрольной группы (не имели опыта с вибрирующим диском) стали узнавать себя в зеркале на 2–3 месяца позже. Исследование опубликовано в Current Biology.

Младенцы начинают узнавать себя в зеркале в возрасте примерно полутора лет. Считается, что эта способность указывает на наличие самосознания и развивается в ходе отногенеза человека и человекообразных обезьян независимо от сенсорного и моторного опыта. Впрочем, некоторые другие животные тоже проходят зеркальный тест — по крайней мере если их этому обучить. В таких случаях исследователи с осторожностью говорят о самосознании, а само узнавание себя в зеркале напрямую связано с опытом обучения. Вероятно, и в случае человека предыдущий моторный и мультимодальный сенсорный опыт — тактильный и визуальный — может быть важен для развития зеркального самораспознавания и самосознания.

Чтобы проверить эту гипотезу, исследователи из Тулейнского университета под руководством Джеффри Локмана (Jeffrey J. Lockman) придумали эксперимент, в котором маленькие дети получали опыт тактильной стимуляции кожи лица одновременно с возможностью прикасаться к лицу и смотреть на себя в зеркало. В экспериментальную группу входило 17 младенцев: они посещали лабораторию раз в месяц, начиная с 14 месяцев, когда еще никто из детей не мог узнать себя в зеркале. Сначала ребенка ставили перед зеркалом, а спустя некоторое время отводили от зеркала и крепили на щеку или лоб небольшой вибрирующий диск, к которому можно было прикасаться. Затем то же самое проделывали, когда ребенок снова стоял перед зеркалом — теперь, если он прикасался к диску, он мог видеть, как его зеркальный двойник делает то же самое. После этого детям предлагалось пройти стандартный зеркальный тест — на щеку или лоб ребенка наносилась метка гипоаллергенной краской, и его снова ставили перед зеркалом. Если младенец, оказавшись перед зеркалом, пытался коснуться метки, или касался ее, или говорил «я», исследователи делали вывод, что он узнал себя в зеркале.

Дети из экспериментальной группы начали узнавать себя на третьем визите — в возрасте 16 месяцев. Тогда исследователи пригласили в лабораторию других детей того же возраста, у которых не было опыта подобных тестов и тактильной стимуляции с помощью вибрирующего диска, и предложили пройти зеркальный тест им, однако эти младенцы себя не узнали.

Чтобы проверить, не повлияло ли неоднократное воздействие зеркала и зеркального теста на узнавание себя у детей из экспериментальной группы, исследователи набрали еще одну группу детей. Эти младенцы также приходили в лабораторию раз в месяц, начиная с 14-месячного возраста, и их также ставили перед зеркалом в начале, а затем предлагали пройти зеркальный тест. Но детям из этой группы не крепили вибрирующих дисков на кожу — и они начали узнавать себя только в возрасте 18–19 месяцев, на пятом—шестом посещении.

Авторы заключили, что сенсорно-моторный опыт, включающий самоприкосновения, помогает младенцам научиться узнавать себя в зеркале и, вероятно, важен для развития самосознания. Аналогичным образом в раннем исследовании макаки-резусы, которых натренировали прикасаться к световым пятнам, видимым только в зеркале, научились узнавать себя. Вместе эти результаты могут указывать на то, что гипотеза, которая связывает начало зеркального самораспознавания у детей с развитием символического или репрезентативного мышления, нуждается в пересмотре.

Ранее ученые обнаружили, что мыши, которые привыкли к зеркалам, могут научиться проходить зеркальный тест. Однако для этого им был необходим социальный опыт, а во время зеркального самораспознавания и распознавания сородичей у мышей активировались одни и те же нейроны гиппокампа.

Усилитель противораковых CAR-T-лимфоцитов нашли в Т-клеточных опухолях