Кошка-рыболов украла птенцов из гнезда бакланов

Для этого ей пришлось забраться на восьмиметровое дерево

Зоологи из Бангладеш обнаружили, что кошки-рыболовы способны забираться на высокие деревья и разорять гнезда околоводных птиц. В ходе наблюдений за смешанной колонией цапель, бакланов и аистов-разинь на северо-востоке страны исследователи зафиксировали два случая, когда эти кошки залезали в птичьи гнезда. В одном из них хищнику удалось украсть трех птенцов бакланов. Как отмечается в статье для журнала Mammalia, обычно кошки-рыболовы охотятся на рыбу и других водных и околоводных животных — а по деревьям лазают плохо и неохотно.

Кошки-рыболовы (Prionailurus viverrinus), обитающие в Южной и Юго-Восточной Азии, приспособлены к жизни вдоль берегов пресных водоемов, в заболоченной местности и мангровых лесах. Здесь они добывают рыбу, которая может составлять до трех четвертей их рациона, а также лягушек, водоплавающих птиц и беспозвоночных. Охотиться на живущих в воде и околоводных животных кошкам-рыболовам помогает целый ряд адаптаций: хорошо развитые способности к плаванию, водостойкий мех, перепонки между пальцами передних конечностей и увеличенные предкоренные зубы для удержания скользкой добычи. А вот по деревьям эти кошачьи лазают не слишком хорошо, поскольку лапы и хвост у них довольно короткие.

Впрочем, как обнаружили зоологи Мунтасир Акаш (Muntasir Akash) из Даккского университета и его коллега Аллама Шибли Садик (Allama Shibli Sadik) из Департамента лесного хозяйства Бангладеш, иногда кошки-рыболовы все-таки охотятся высоко в кронах деревьев. В июне-октябре 2022 года исследователи с помощью автоматических камер наблюдали за расположенными на территории Бангладеш смешанными колониями околоводных птиц: яванских бакланов (Microcarbo niger), коровьих цапель (Bubulcus coromandus) и индийских аистов-разинь (Anastomus oscitans).

Одна из этих колоний находилась в кроне восьмиметрового дерева Barringtonia acutangula рядом с деревней в округе Маулвибазар на северо-востоке страны. Анализируя фотографии, сделанные установленными в этой точке камерами-ловушками, Акаш и Садик обнаружили, что за период исследования в колонию дважды вторгались кошки-рыболовы. Первое нападение произошло в начале августа. Около девяти часов вечера кошка забралась в гнездо яванских бакланов, где находились четыре птенца без родителей. Она убила всех птенцов укусами в шею, после чего унесла троих из них и оставила одного. Атака хищницы заняла всего восемь минут и была запечатлена на четырех снимках.

Второй раз кошка-рыболов вторглась в колонию в начале октября. Примерно за час до полуночи она попала в объектив камеры, направленной на два гнезда, одно из которых принадлежало коровьим цаплям, а второе — яванским бакланам. В момент нападения около гнезд сидели две взрослые цапли и один взрослый баклан, при этом ни одной молодой особи в кадре замечено не было. Хищница спугнула птиц, после чего в течение полутора часов обследовала их гнезда. В общей сложности камера запечатлела ее на трех снимках. Не обнаружив добычи, кошка покинула колонию. Авторы не сообщают, участвовала ли в обоих нападениях одна и та же особь, или разные.

Наблюдения, сделанные Акашем и Садиком, демонстрируют, что кошки-рыболовы способны забираться высоко на деревья и воровать птенцов из расположенных здесь гнезд. Исследователи отмечают, что многочисленные колонии околоводных птиц располагаются по всей территории Бангладеш. Возможно, местные кошки-рыболовы регулярно посещают их ради охоты. Особенно полезной такая стратегия была бы для особей с северо-востока страны, где в сезон муссонных дождей обширные территории уходят под воду, лишая кошек привычных мест для поиска пищи. В заключение авторы предполагают, что сохранение птичьих колоний около человеческих поселений позволит обеспечить кошек-рыболовов обильной пищей и снизит вероятность, что эти хищники будут воровать у людей кур или уток.

Ягуары (Panthera onca) считаются строго наземными хищниками. Однако несколько лет назад зоологи обнаружили, что в затапливаемых лесах Амазонии эти большие кошки подолгу ведут древесный образ жизни. Во время паводка они переселяются в кроны деревьев и проводят здесь по три-четыре месяца, охотясь на ленивцев и обезьян.

Самки клопов вырастили на ногах грибы для защиты яиц от наездников