Генетики впервые секвенировали ДНК мумифицированного гамадрила из Древнего Египта

Эта особь жила около 800-540 годов до нашей эры

Генетики впервые секвенировали митохондриальную ДНК мумифицированного гамадрила из Египта, который жил около 800–540 годов до нашей эры. Филогенетический анализ показал, что, вероятно, эта особь происходила с территории современной Эритреи или прилегающих к ней районов. По мнению исследователей, полученные результаты могут свидетельствовать о том, что древнее торговое поселение Адулис могло существовать уже во времена XXV и XVI египетских династий, то есть на несколько столетий раньше, чем считалось. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале eLife.

На территории современной Эритреи располагался древний город Адулис, который на протяжении долгого времени представлял собой важный порт и центр морской торговли Аксумского царства, который достиг пика между IV и VII веками нашей эры. Однако торговое значение это поселение приобрело еще раньше — как минимум в эллинистический период (323–31 годы до нашей эры). Письменные источники I века нашей эры сообщают, что из Адулиса, в частности, поставляли слоновую кость, рога носорогов, шкуры бегемотов, черепашьи панцири и обезьян.

Среди последних были гамадрилы (Papio hamadryas) — священные животные для древних египтян, которые вместе со священным ибисом (Threskiornis aethiopicus) ассоциировались с Тотом — богом мудрости, знаний и луны. При этом гамадрилы ни сегодня, ни во времена существования древнеегипетских царств не обитали на территории этой страны. Поэтому Гизела Копп (Gisela Kopp) из Констанцского университета совместно с коллегами из Бельгии, Германии, США и Франции решила выяснить, откуда происходили мумифицированные гамадрилы, останки которых в 1905 году нашли на памятнике Габбанат-эль-Куруд («Долина обезьян»). Они датируются примерно 800–540 годами до нашей эры. Радиоуглеродный анализ льняных пелен одной из мумий показал, что, вероятно, обезьяна жила около 803–544 годов до нашей эры.

Для генетического анализа ученые отобрали образцы десяти мумифицированных павианов из Древнего Египта и 21 образец особей XIX–XX веков, хранящихся в музейных коллекциях. Однако во многих из них не сохранилось достаточного количества ДНК, поэтому исследователям удалось секвенировать лишь один митохондриальный геном древнего павиана и 14 — почти современных особей.

Филогенетический анализ показал, что древняя особь относится к подкладе G3-Y, которая тесно связана с образцами из Эритреи, с востока Судана и Аравийского полуострова. При этом ученые подчеркнули, что происхождение мумифицированного гамадрила с Аравийского полуострова — маловероятно. Они склонились к тому, что, вероятнее всего, животное обитало на территории современной Эритреи или в соседних с ней районах. Кроме того, генетики отметили, что это первая последовательность ДНК мумифицированного гамадрила из Древнего Египта.

По словам ученых, греко-римские авторы сообщали, что в эллинистический период гамадрилов привозили в Египет только с территории Эритреи и, в частности, из Адулиса. Но исследованная особь жила на несколько столетий раньше, чем в Египте пришли к власти Птолемеи. Поэтому они склонились к тому, что Адулис как центр торговли существовал уже во времена правления XXV и XVI династий. Ученые отметили, что к этому времени относятся последние известные египетские экспедиции в легендарную страну Пунт, располагавшуюся в Восточной Африке. Исходя из этого, они с осторожностью выдвинули гипотезу, что, возможно, Пунт и Адулис представляли собой один и тот же центр торговли, но в разные периоды египетской истории.

Ранее на N + 1 рассказывали, как ученые установили родину двух гамадрилов, мумифицированных в эпоху Нового царства. Анализ изотопного состава их останков показал, что, вероятно, обезьяны происходили с территорий, на которых сегодня находятся Эфиопия, Джибути, Эритрея, а также часть Сомали и Йемена.

В Испании нашли останки людей-предшественников