Чтобы спасти их от смертельного отравления ядом этих инвазивных амфибий
Зоологи нашли способ защитить австралийских узкорылых крокодилов от смертельных отравлений инвазивными жабами-ага. Для этого им скармливали лишенные яда тушки этих амфибий, в которые было введено неприятное на вкус вещество. Всего через пять дней крокодилы начали проявлять к жабам намного меньше интереса. В результате их смертность от отравления на экспериментальных участках сократилась. Как отмечается в статье для журнала Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences, похожую методику можно применить, чтобы спасать от жаб других австралийских хищников, например, крупных варанов.
Люди завезли южноамериканских жаб-ага (Rhinella marina) в Австралию в 1930 годах для борьбы с вредителями сахарного тростника. Однако вскоре эти амфибии сами стали серьезной экологической проблемой. Они широко расселились по континенту, а местные хищники, которые пытались на них охотиться, начали массово умирать от отравления ядом из жабьих околоушных желез. В результате численность некоторых видов змей, варанов, крокодилов и сумчатых куниц резко сократилась.
Сейчас в Австралии живет так много жаб-ага, что полностью истребить их с помощью доступных в наши дни методов не представляется возможным. Поэтому зоологи разрабатывают другие подходы для спасения австралийской фауны, которая пострадала от инвазивных амфибий. Например, специалисты учили северных сумчатых куниц (Dasyurus hallucatus) избегать жаб-ага и планировали расселять особей, которые выработали отвращение к ним естественным путем. А недавно появилось предложение внести в геном этих сумчатых хищников небольшие изменения, связанные со структурой натрий-калиевого насоса и обеспечивающие устойчивость к жабьему яду.
Команда зоологов под руководством Джорджии Уорд-Фир (Georgia Ward-Fear) из Университета Маккуори решила защитить от жаб-ага других хищников — австралийских узкорылых крокодилов (Crocodylus johnstoni), которые обитают в пресных водоемах на севере Австралии. Численность многих популяций этих рептилий сокращается тревожными темпами (в некоторых случаях на 65-77 процентов) из-за отравления инвазивными амфибиями. Это чревато проблемами для целых экосистем, в которых узкорылые крокодилы занимают роль высших хищников.
Исследователи предположили, что крокодилов можно отучить от охоты на жаб-ага, внушив им отвращение к этим амфибиям. Чтобы проверить эффективность такого подхода, они отправились в долину реки Фицрой в регионе Кимберли на северо-западе Австралии. Инвазивные жабы проникли сюда в 2019-2021 годах, что быстро привело к массовой гибели узкорылых крокодилов. В период с 2018 по 2022 год исследователи лично обнаружили или получили от рейнджеров и туристов сообщения о 187 мертвых или умирающих представителях данного вида. Ученые вскрыли семьдесят пять из них; во всех случаях, когда удалось установить причину смерти, крокодилы стали жертвами жабьего яда.
Уорд-Фир и ее коллеги выбрали в долине реки Фицрой четыре экспериментальных участка, расположенных вдоль рек и прудов. В сентября-октябре 2021 года исследователи разместили здесь установки для кормления крокодилов — торчащие из воды парные металлические опоры высотой 90 сантиметров. На каждую из них подвесили мертвую жабу-ага (в общей сложности 2395). Чтобы обезопасить крокодилов, жабам удалили околоушные железы, головы и внутренние органы; а в их задние ноги вкололи по пять миллилитров хлорида лития, обладающего неприятным соленым вкусом и вызывающего тошноту. На каждом участке авторы оставляли приманки на ночь в течение пяти суток. С помощью автоматических камер они фиксировали всех животных, которые покушались на тушки жаб. На двух участках в национальном парке Винджана Горж этот эксперимент повторили в сентябре 2022 года, а еще один, пятый, участок служил в качестве контроля.
Изучив видеозаписи с камер-ловушек, Уорд-Фир с соавторами обнаружили, что единственными животными, которые поедали мертвых жаб, были узкорылые крокодилы. Обычно эти рептилии посещали места кормления в одиночку. Однако в 12 случаях камеры зафиксировали, как более крупные особи отгоняли от приманки более мелких. Исследователи также выяснили, что за пять суток, в течение которых на каждой точке проводился эксперимент, крокодилы стали менее охотно поедать жаб. В первую ночь рептилии съедали в среднем по 92 процента тушек, но уже к третьей ночи это значение сокращалось до 52 процентов и оставалось около этого уровня в последующие ночи (p меньше 0,0001). При этом в изолированных популяциях отвращение к жабам выработалось быстрее, чем в популяциях, связанных друг с другом. В первую и последнюю ночь испытаний исследователи предоставляли крокодилам выбор между жабьей и куриной тушкой. В первую ночь рептилии одинаково охотно поедали приманки обоих типов. Однако в пятую ночь они отдавали явное предпочтение куриным тушкам. Это подтверждает, что отказ крокодилов поедать жаб связан с отвращением к их мясу, а не с насыщением. Интересно, что при повторном проведении эксперимента в парке Винджана Горж в 2022 году крокодилы быстрее теряли интерес к жабьим тушкам — и этот эффект оказался выражен сильнее, чем в 2021 году.
Уорд-Фир и ее коллегам удалось найти свидетельства, что участвовавшие в испытаниях крокодилы по крайней мере на некоторое время сохранили отвращение к жабам-ага и впоследствии реже на них охотились. Это привело к сокращению смертности этих рептилий, что было особенно хорошо заметно на экспериментальном участке в национальном парке Дангг Гордж. До прибытия жаб-ага крокодилы здесь умирали крайне редко, однако в 2019 году рейнджеры обнаружили 60 мертвых особей (около 33 процентов от общей популяции), а в 2020 году — 63 особи. В 2021 году в парке погибли 12 крокодилов (лишь три из них, что составляет полтора процента от популяции, после начала экспериментов), а в 2022 — 22. Для сравнения, на расположенном неподалеку контрольном участке, где крокодилов не учили избегать жаб, их смертность в 2020-2022 годах колебалась от шести до восьми особей (20-40 процентов популяции).
Результаты исследования подтверждают, что с помощью сравнительно простой методики австралийских узкорылых крокодилов можно отучить от охоты на жаб-ага и тем самым замедлить сокращение их численности. По мнению авторов, применение такого подхода незадолго до появления жаб в определенной местности позволит смягчить неизбежные потери среди обитающей здесь популяции крокодилов и даст ей больше шансов на восстановление. Уорд-Фир и ее коллеги полагают, что отвращение к жабам можно привить и другим австралийским рептилиям: в частности, проведенное в этой же местности исследование показало эффективность похожей методики для защиты аргусовых варанов (Varanus panoptes).
Обитающие в Австралии молуккские ибисы (Threskiornis molucca) самостоятельно научились поедать жаб-ага без вреда для себя. Они подбрасывают пойманных амфибий в воздух, отчего те выделяют яд из околоушных желез, а потом вытирают их о траву или полощут в воде. После нескольких повторений этого цикла у жаб не остается яда, так что ибисы могут спокойно их съесть.
Самке темноспинного альбатроса по имени Уиздом не меньше 73 лет
Самка темноспинного альбатроса по имени Уиздом, которая считается самой старой дикой птицей в мире, снова начала размножаться. Как сообщает тихоокеанское отделение Службы охраны рыбных ресурсов и диких животных США, птица вернулась на родной атолл Мидуэй в конце ноября 2024 года. Несмотря на почтенный возраст Уиздом, которой через несколько месяцев исполнится 74 года, она смогла найти нового партнера взамен пропавшего в 2021 году и отложила первое за четыре года яйцо.