Проект может спасти этих хищников от вымирания — но пока находится на очень ранних стадиях
Зоологи предложили генетически отредактировать северных сумчатых куниц, чтобы спасти их от вымирания. Сейчас численность этих хищников резко сокращается из-за того, что они массово травятся завезенными в Австралию жабами-ага. Однако специалисты предполагают, что если внести в геном сумчатых куниц небольшие изменения, связанные со структурой натрий-калиевого насоса, то они получат устойчивость к яду инвазивных амфибий. Впрочем, как отмечает издание New Scientist, пока проект находится на ранних стадиях реализации.
Северные сумчатые куницы (Dasyurus hallucatus) — одни из многих австралийских животных, которые серьезно пострадали от инвазивных видов. Когда-то эти мелкие хищники были широко распространены от Западной Австралии до юго-востока Квинсленда. Все изменилось после того, как в 1930 годах люди завезли на континент южноамериканских жаб-ага (Rhinella marina). Довольно скоро ядовитые амфибии, которые должны были поедать вредителей сахарного тростника, сами превратились в проблему. Жабы колонизировали значительную часть Австралии, а местные хищники, пытавшиеся на них охотиться, начали массово умирать от отравления. В результате под угрозой исчезновения оказался целый ряд видов варанов и змей — а также северные сумчатые куницы.
Специалисты по охране природы неоднократно предпринимали попытки защитить северных сумчатых куниц от вымирания. Например, этих хищников учили не охотиться на жаб-ага. К сожалению, оказалось, что такой подход нельзя расширить до больших масштабов. Кроме того, исследователи намеревались расселять тех немногих сумчатых куниц, что естественным путем выработали отвращение к ядовитым амфибиям, но существенных успехов так и не добились.
Команда зоологов под руководством Стивена Франкенберга (Stephen Frankenberg) из Мельбурнского университета предлагает пойти другим путем и сделать северных сумчатых куниц устойчивыми к отравлению инвазивными амфибиями. По словам исследователей, основными компонентами яда жаб-ага являются буфадиенолиды и буфотоксины, которые ингибируют работу натрий-калиевого насоса (Na+/K+-АТФ-аза) в клеточной мембране и повышают уровень натрия в клетках до опасного для жизни уровня. За пределами Австралии у многих животных, от насекомых до млекопитающих, произошли небольшие изменения в строении Na+/K+-АТФ-азы, которые сделали их устойчивыми к жабьим токсинам и позволили поедать этих амфибий без особого вреда. У австралийских хищников такой особенности нет, поскольку они не эволюционировали в присутствии ядовитых жаб.
Франкенберг и его соавторы считают, что, будь у северных сумчатых куниц возможность сосуществовать с жабами-ага на протяжении тысячелетий, они бы тоже развили устойчивость к их яду в ходе естественного отбора. Однако у редких хищников нет столько времени — поэтому исследователи планируют ускорить процесс. Для этого они намерены изменить несколько пар оснований в геноме сумчатых куниц таким образом, чтобы их Na+/K+-АТФ-аза не выходила из строя при контакте с жабьим ядом. Отредактированные особи могли бы поедать инвазивных амфибий без существенного вреда для себя — или по крайней мере выживать после встречи с ними и больше на них не охотиться.
Пока исследователи находятся на ранних стадиях работы и проводят эксперименты с клетками сумчатых мышей из рода Sminthopsis — более мелких родственников сумчатых куниц. В 2020 году Франкенберг сообщил, что ему и его коллегам удалось с помощью технологии CRISPR/Cas9 внести в геном этих животных изменения, обеспечивающие пониженную чувствительность к жабьему яду. Теперь команда готовит к печати публикацию, согласно которой отредактированные клетки сумчатых мышей в 45 раз устойчивее к токсинам амфибий, чем неотредактированные. При этом изменения были внесены только в одну копию одного из генов Na+/K+-АТФ-азы. Редактирование обеих копий повысило бы устойчивость еще сильнее.
Генетик Мерлин Кроссли (Merlin Crossley) из Университета Нового Южного Уэльса считает подход Франкенберга и его коллег перспективным. Однако он предупреждает, что до успеха еще очень далеко. Чтобы получить устойчивую к жабьему яду сумчатую куницу, необходимо будет внести изменения в окруженную плотной оболочкой яйцеклетку этого хищника и затем внедрить ее в организм самки. Это будет дорогой и трудной процедурой, особенно если учесть, что впервые генетически отредактировать сумчатое млекопитающее — а именно домового опоссума (Monodelphis domestica) — удалось только в 2021 году. Более того, чтобы помочь диким популяциям сумчатых куниц, команде Франкенберга предстоит вывести большое количество отредактированных особей и получить разрешение на их выпуск в природу.
Недавно мы рассказывали о том, как у северных сумчатых куниц обнаружили полуночную сиесту. Зоологи выяснили, что по ночам у этих хищников наблюдается два пика активности, во время которых они кормятся: первый в течение трех часов до полуночи, а второй — в течение трех часов после. Между ними сумчатые куницы отдыхают и переваривают пищу.
Для саванных слонов падение составило 64-72 процента, а для лесных — 90-96 процентов
Плотность популяций африканских слонов с 1963 по 2016 год сократилась в среднем на 75-80 процентов. К такому выводу пришли зоологи, изучив оценки численности этих травоядных, проведенные на 475 участках в 37 странах. При этом плотность популяций саванных слонов снизилась на 64-72 процента, а лесных — на 90-96 процентов. Как отмечается в статье для журнала Proceedings of the National Academy of Sciences, полученные результаты подчеркивают критическое положение обоих видов африканских слонов. Впрочем, исследование также показало, что при должной охране их популяции могут увеличиваться. В первую очередь это касается популяций саванных слонов на юге континента.