В швейцарском музее нашли железный наконечник стрелы эпохи бронзы

Возможно, его изготовили из метеорита, упавшего в современной Эстонии

Группа ученых повторно изучила коллекцию находок, сделанных во второй половине XIX века при раскопках свайного поселения в Бильском озере. Среди артефактов исследователи обнаружили наконечник стрелы позднего бронзового века, изготовленный из метеоритного железа. Как сообщается в статье, опубликованной в журнале Journal of Archaeological Science, возможно, источником сырья для этого предмета послужил метеорит, упавший на территории современной Эстонии.

Древние люди умели изготавливать предметы из железа еще до наступления раннего железного века. Но источником сырья для подобных вещей выступали не руды, а метеоритное железо. Например, во время раскопок Болдыревского кургана ямной археологической культуры исследователи обнаружили три железных артефакта, один из которых представляет собой обоюдоострый нож. Эти предметы датируются примерно 2873–2471 годами до нашей эры.

Более известен хорошо сохранившийся железный кинжал, который нашли в гробнице египетского царя Тутанхамона, правившего страной в середине XIV века до нашей эры, то есть в эпоху поздней бронзы. Качество обработки этого предмета указывает на то, что люди обладали хорошо развитыми навыками работы с подобным сырьем.

Беда Хофманн (Beda Hofmann) из Института Пауля Шеррера совместно с коллегами из Германии, Таиланда, Швейцарии и Японии исследовал коллекцию находок, сделанных во второй половине XIX века во время раскопок свайного поселения Мёринген, остатки которого находятся в Бильском озере. Из этих артефактов ученые обратили внимание на наконечник стрелы, относящийся к позднему бронзовому веку (около 900–800 годов до нашей эры).

Оказалось, что в качестве источника сырья для изготовления этого предмета древние жители Европы использовали метеоритное железо — октаэдрит. Артефакт представляет собой небольшой предмет размером 39,3×25 миллиметров, максимальная толщина которого достигает 2,6 миллиметра, а масса — 2,9 грамма.

По данным ученых, наконечник стрелы изготовили из кусочка крупного метеорита, масса которого до входа в земную атмосферу составляла не менее двух тонн. Лишь три известных космических тела, упавших в Европе, могли послужить источником сырья для производства этого предмета. Один из них упал на территории современной Чехии, другой — в Испании, а третий — в Эстонии. В результате падения последнего около 1870–1440 годов до нашей эры на острове Саарема образовался кратер Каали (Каалинъярви) диаметром около 110 метров (в окрестностях присутствует еще несколько кратеров меньшего размера). Один из фрагментов этого метеорита, по мнению исследователей, и мог послужить сырьем для производства наконечника.

Подробнее прочитать об исследовании железного кинжала, найденного в гробнице царя Тутанхамона, можно в нашем тексте «Железо с неба».

Палеопатологи выявили тяжелейший случай множественного остеохондроматоза