Железо с неба

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Пару недель назад в журнале Meteoritics and Planetary Science были опубликованы результаты исследования одного из кинжалов, найденного в гробнице фараона Тутанхамона (1332-1323 годы до нашей эры). По-видимому, лезвие кинжала было сделано из метеоритного железа, его состав (в сплаве содержится около 10 процентов никеля и 0,6 процента кобальта) идентичен составу изученных фрагментов метеоритов. Научный сотрудник физического факультета Открытого университета Диана Джонсон решила разобраться, почему древние египтяне использовали метеоритное железо и как железный кинжал мог оказаться в гробнице фараона.

В Древнем Египте было много природных ресурсов: египтяне использовали медь, золото и бронзу уже в IV тысячелетии до нашей эры. Железная руда тоже встречалась в изобилии, но, по-видимому, была плохого качества и уровень развития технологии не позволял выплавлять из нее металлические изделия. Руда использовалась в основном для изготовления  красок для рисования и макияжа. Делать железные изделия в Египте начали позже, чем в соседних странах, первое упоминание о выплавке железа относится к I тысячелетию до нашей эры. До этого изделия из железа использовались редко. В эпоху бронзового века они стоили дороже золота и использовались как украшения, а также для ритуальных и церемониальных нужд. Ученые предполагают, что железные изделия делались из метеоритного материала, хотя изредка железо получали как побочный продукт при выплавке меди и бронзы. Древнейшие до сих пор найденные железные артефакты: девять бусин, которые ученые датируют примерно 3200 годом до нашей эры, были сделаны из метеоритного железа.

О ценности железа свидетельствует то, что кинжал с железным лезвием упоминается в списке приданого царской дочери, которую отец, царь Тушратта, отдавал в жены фараону Аменхотепу III (предположительно деду Тутанхамона).

Возможно, египтяне знали, что железо встречается в падающих с неба метеоритах. Слово «би-А», который можно перевести как «железо», а также как «металл» или «минерал» встречается в

— древнейшем памятнике религиозной литературы, дошедшем до нас. Тексты были высечены на стенах гробниц фараонов V и VI династий — Унаса, Тети, Пепи I, Меренра и Пепи II Неферкара. Пирамиды были построены между 2350 и 2175 годами до нашей эры; тексты на стенах гробниц, вероятно, еще более древние и были созданы еще до объединения Верхнего и Нижнего Египта.

В начале XIX династии (примерно 1295 год до нашей эры) в источниках появляется другое слово, обозначающее железо: «би-А-н-пт», которое переводится как «небесное железо». Почему новое слово появилось именно в этот момент и в такой форме неизвестно, но позднее оно стало обозначать металлическое железо вообще.

Железный или кремневый нож использовался в ритуале «Отверзания уст», который появился в период Древнего царства и существовал вплоть до завоевания Египта римлянами. Во время церемонии специально назначенный человек касался рта и глаз мумии или статуи, изображающей усопшего, и «открывал» их, чтобы дух умершего человека мог дышать и говорить. Возможно, железный нож был важным ритуальным предметом потому, что египтяне ассоциировали железо с метеоритом, и считали, что «небесное» железо делает ритуал более действенным.

В настоящее время исследователи знают только о двух случаях использования метеоритного железа в древнем Египте. Чтобы узнать, были ли метеориты постоянным источником железа для египтян, нужно проводить дальнейший анализ древних артефактов.