На полях средневекового манускрипта обнаружили процарапанное женское имя Эдбруха

Маргиналию заметила британская аспирантка, работавшая с рукописью VIII века

Британская аспирантка Джессика Хожкинсон обнаружила ранее неизвестную маргиналию во время исследования средневекового манускрипта первой половины VIII века. На полях одной из страниц она заметила процарапанное женское имя Эдбруха. Более детальный анализ рукописи позволил выявить еще несколько полных и сокращенных форм этого имени. Это согласуется с давними выводами, что манускрипт, по крайней мере, некоторое время находился в распоряжении образованной женщины. Об этом сообщило издание Бодлианской библиотеки The Conveyor.

На полях средневековых рукописей, книг и писем исследователи нередко встречаются с так называемыми маргиналиями (от латинского marginalis — находящийся на краю). Они представляют собой разного рода рисунки, комментарии, глоссы и пометы, которые оставили позднейшие читатели. Часто такие записи восполняли пропуски, исправляли ошибки или корректировали неточности, допущенные автором основного текста. При этом в эпоху поздней Античности и в самом начале Средневековья такой практики, похоже, не было (или до нас не дошли подобные рукописи). Так, маргиналий из книг, написанных ранее конца VIII века, ученым практически неизвестно. Однако уже в первые десятилетия IX века комментарии на полях манускриптов приобрели массовый характер.

Аспирантка Джессика Ходжкинсон (Jessica Hodgkinson) из Лестерского универитета исследовала манускрипт, известный под условным названием MS Selden Supra 30. Эта рукопись представляет собой раннесредневековую копию книги «Деяния святых апостолов», созданную в Англии (видимо, в Королевстве Кент) между 700 и 750 годами. В настоящее время этот памятник, написанный на латыни, хранится в Бодлианской библиотеке Оксфордского университета.

Как и в большинстве рукописей этого периода, в MS Selden Supra 30 нет текста на последней странице (колофона) или любой другой записи с информацией о писце, времени и месте ее создания. Еще в ходе прошлых исследований ученые обратили внимание, что на странице 70 этого манускрипта, первоначально оставленной пустой, написаны молитвы, причем другим переписчиком. Исходя из их содержания, исследователи сделали вывод, что автором дополнений была женщина. Кроме того, еще в 1935 году Элиас Лоу (Elias Lowe) заметил, что на странице 47 ножом процарапаны буквы EADB и E. Он предположил, что это могли быть сокращения от женского имени Эдбурха (Eadburh/Eadburg).

Работая в этом году с рукописью, Ходжкинсон, заметила другую надпись, содержащуюся на полях 18-й страницы, которая раньше оставалась вне внимания исследователей. Похоже, почти незаметная невооруженным глазом надпись содержала полное имя Эдбруха (Eadburg). Затем с помощью стереофотометрического сканирования ученые не только подтвердили верную интерпретацию маргиналии с 18-й страницы, но и нашли другие, остававшиеся невидимыми для человеческого глаза. В общей сложности полное имя Эдбруха встретилось пять раз на пяти разных страницах. Кроме того, на полях также присутствуют и сокращенные формы: E, EAD и EADB. Помимо записей имени и некоторых других слов, на полях содержались и миниатюрные рисунки, некоторые из которых явно изображают человеческие фигуры.

По словам исследователей, до наших дней сохранилась информация лишь о девяти женщинах по имени Эдбруха, живших в Англии между VII и X веками. В частности, настоятельницей монастыря на острове Танет (графство Кент) примерно с 733 до 748–761 годов была женщина по имени Эдбруха. Более того, палеографическая оценка времени и места создания манускрипта согласуется с возможностью того, что именно этот человек оставил записи на полях. Однако это не более чем очень смелое предположение.

Ранее на N + 1 рассказывали, что рукопись Галилео Галилея из библиотеки Мичиганского университета оказалась подделкой. Предположительно ее изготовил известный фальсификатор Тобиа Никотра в 1930-х годах.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Изотопы из шерсти волка-людоеда из Турку рассказали о его питании

В конце жизни доля человеческого мяса в его рационе была незначительной