Исследователи раскопали останки людей, пострадавших от нацистов
Археологи раскопали в Польше два места массового захоронения жертв Поморского преступления 1939 года, совершенного в самом начале Второй мировой войны. Исследователи обнаружили останки людей, включая почти 1400 килограмм кремированных костей. Помимо них, ученые нашли немецкие гильзы, польские монеты довоенного времени и личные вещи, включая золотые обручальные кольца и позолоченные запонки. Об этом сообщается в статье в журнале Antiquity.
В самом начале Второй мировой войны руководство нацистской Германии использовало события Быдгощского (Бромбергского) Кровавого воскресенья в качестве предлога для массовой расправы над жителями Польши. Только в Восточном (Гданьском) Поморье с сентября 1939 по январь 1940 года нацисты уничтожили около 30–35 тысяч человек, поэтому историки предложили называть эти трагические события Поморским преступлением 1939 года. В первую очередь от немецких репрессий пострадали представители польской элиты, включая интеллигенцию (операция «Intelligenzaktion»), люди с психическими расстройствами и прочими недугами (программа «T-4»). Кроме того, в ходе этих событий нацисты убили около 600 померанских евреев.
Репрессированных людей в основном хоронили в братских могилах, выкопанных вдали от лишних глаз (например, в лесах). При этом в конце войны нацисты предприняли попытку уничтожить физические свидетельства расправ. Так, в 1944 году в Восточном Поморье они организовали поиск массовых захоронений, после чего эксгумировали останки и сжигали их.
Давид Кобялка (Dawid Kobiałka) из Лодзинского университета совместно с коллегой из Испании сообщил о результатах работы археологического проекта, в задачу которого входит сбор материальных свидетельств Поморского преступления 1939 года. Так, в прошлом году ученые проводили раскопки на двух участках. Первый из них находится на окраине города Хойнице, где массовые захоронения были организованы в траншеях, вырытых в начале войны для защиты города от немцев.
В минувшем году в Хойнице исследователи обнаружили человеческие останки, которые уже эксгумировались из земли осенью 1945 года. Тогда здесь нашли тела 107 людей, включая 15 евреев, а также черепа 61 человека, страдавшего от психических заболеваний. Кроме того, археологи раскопали ряд артефактов. Среди них оказались десять гильз от пистолетов, восемь из которых — от пистолета Браунинга, а одна — от Парабеллума (еще одна гильза плохо сохранилась, поэтому сделать о ней выводы сложно). По мнению исследователей, эти находки позволяют предположить, что, вероятно, людей казнили, стреляя в голову в упор. Кроме того, здесь же нашли позолоченные запонки, по-видимому, принадлежавшие представителю интеллигенции, а также польские монеты довоенного времени, пуговицы, зубную щетку и прочие вещи.
Второе место раскопок находилось в Шпенгавском лесу, где, по данным исследователей, первоначально захоронили до семи тысяч жертв нацистских преступлений. Однако в 1944 году останки многих из них были эксгумированы и сожжены. В прошлом году археологи раскопали большую могилу размером 10 × 4,5 × 2 метра. В ней они нашли часть останков, которые не были эксгумированы в 1944 году, а также примерно 1400 килограмм кремированных костей, по состоянию которых ученые определили, что кремация проходила при достаточно низких температурах. Кроме того, здесь же лежали некоторые артефакты, которые нацисты не отобрали у жертв. Среди находок оказались золотые обручальные кольца и золотые коронки для зубов. Помимо них в могиле лежали монеты довоенного времени, детали одежды, немецкие пули и гильзы, а также христианские крестики и медальоны с изображением Богородицы.
Недавно Кобялка с коллегами опубликовал результаты другого исследования, проходившего в окрестностях бывшего немецкого лагеря Ламсдорф. Тогда археологи обнаружили могилы двух погибших итальянских военнослужащих, личности которых удалось установить благодаря сохранившимся жетонам.
Как люди одомашнили быков
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Наши предки одомашнили быка более 10 тысяч лет назад. У многих народов он почитался как воплощение жизненной силы и плодородия. Однако с приходом христианства в европейских обществах быка демонизировали, а его зловещий образ вытеснил более миролюбивый и спокойный вол. В книге «Бык. Культурная история» (издательство «АСТ»), переведенной на русский язык Станиславом Мухамеджановым, медиевист Мишель Пастуро рассказывает об эволюции образа быка. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом, в котором дикий тур превращается в домашнего вола.