Российские ученые исследовали надгробную плиту с эпитафией, обнаруженную в Артезиане. Эту стелу I века нашей эры украшает рельефное изображение сидящей в кресле женщины, рядом с которой находятся служанка и всадник. Ниже рельефа располагается эпитафия из четырех строк, в которой упомянуты покойный по имени Омпсатис, его отец Майанак, жена и два сына. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Проблемы истории, филологии, культуры.
На Керченском полуострове находится многослойное городище Артезиан, открытое в 1986 году. На его месте еще в VI веке до нашей эры возникла древнегреческая колония, впоследствии ставшая одной из крепостей Боспорского царства. В настоящее время это единственный памятник на востоке Крыма, где сохранились яркие свидетельства военного проникновения Римской империи, в частности, здесь обнаружили следы пожара времен войны 44/45—49 годов нашей эры. Античная крепость просуществовала до IV века нашей эры, однако затем в VIII–X веках здесь находилось салтово-маяцкое поселение.
Раскопки показали, что площадь городища составляет около семи гектаров, кроме того, больше 15 гектаров занимает некрополь. За годы исследований археологи обнаружили остатки двух крепостей, царской резиденции, фортов, башен, выявили планировку городской застройки, а также нашли колодцы и водостоки. Население Артезиана было полиэтничным и включало, в частности, греков, эллинизированных фракийцев и иранцев, а также прочие народы, которые занимались разнообразными ремеслами, производством хлеба и вина, животноводством и садоводством.
Николай Винокуров (Nikolay Vinokurov) из Московского педагогического государственного университета и независимый исследователь Валерий Яйленко (Valeriy Yaylenko) изучили надгробную плиту с эпитафией, найденную в минувшем году во время раскопок городища Артезиан. Этот третий по счету подобный артефакт (второй также нашли в 2021 году, первый — в 2000) археологи обнаружили в фундаменте башни поздней цитадели, куда стела попала в 49–54 году нашей эры. Она представляет собой известняковую плиту размером 73—79×62×18 сантиметров.
Обнаруженную стелу украшает рельефное изображение сидящей в кресле женщины и предстоящего всадника. Ниже рельефа находится эпитафия в четыре строки общей высотой около 16,2 сантиметра, текст которой сохранился в удовлетворительном виде. Последняя строка эпитафии состоит всего лишь из одного слова — «прощайте». Остальная часть текста построена по схеме: имя-отчество покойного, слово «жена» и ее имя, «и сыновья» и их имена.
Исследователи предложили следующую реконструкцию надписи: «Омпсатис, сын Майанака, и жена (?Г)аса, да сыновья Ра(тогос?) и Афус, прощайте». Из пяти представленных имен три читаются определенно. Первое (Омпсатис) представляет собой адыгское имя, второе (Майанака) — иранское, а третье (Афус) — встречается в Малой Азии, во Фракии и на Боспоре. (?Г)аса, по мнению исследователей, может соответствовать популярному адыгскому женскому имени Гуащэ. Ученые подчеркнули, что греческие и иранские имена вовсе не означают соответствующего происхождения их носителей. Напротив, адыгские и фракийские имена благодаря своей редкости принадлежат, вероятно, этническим адыгам и фракийцам. Судя по характеру самой надписи и археологическим данным, обнаруженная плита датируется первой половиной — серединой I века нашей эры.
Исследователи также остановили свое внимание непосредственно на рельефе. Они отметили, что сидящая в кресле женщина изображена в длинном хитоне и гиматии. Ее правая рука лежит на животе, а левая — придерживает край плаща. Рядом с ней изображена небольшая фигура служанки. Всадник, обращенный к женщине, изображен в коротком хитоне, поверх которого накинут плащ. За его спиной находится овальный щит, в правой руке — длинное копье, а в левой — поводья. Ученые считают, что это ремесленный по исполнению рельеф, похожий на две прошлые находки I–II веков из Пантикапея и Артезиана.
Эпитафии порой бывают очень большими. Так, в 2017 году в Помпеях нашли надпись на могильном камне длиной четыре метра и высотой в семь строк. Подробнее о ней можно прочитать в нашем материале «Гробница неизвестного благодетеля».
Михаил Подрезов
Останки большинства из них нашли без черепов
Археологи продолжили исследовать массовое захоронение эпохи неолита, которое несколько лет назад они обнаружили в небольшом словацком городе Врабле. Дальнейшие раскопки, проходившие под руководством Мартина Фурхольта (Martin Furholt) из Кильского университета, показали, что первоначально ученые недооценивали количество погребенных людей на этом памятнике. В минувшем полевом сезоне они нашли останки еще примерно 20 человек. Тем самым общее количество обнаруженных здесь скелетов уже достигает приблизительно 120, причем подавляющее большинство людей из этой огромной могилы похоронены без черепов, сообщается в пресс-релизе Кильского университета.