Ученые нашли универсальный способ успокоить плачущих младенцев

Чтобы успокоить плачущего младенца, недостаточно просто подержать его на руках — ученые на примере физиологических показателей 22 детей показали, что сперва ребенка нужно укачивать 5 минут, а потом посидеть с ним на руках 5-8 минут. После такой процедуры он успокаивается и крепко засыпает. Исследование опубликовано в журнале Current Biology.

Младенец может начать кричать и плакать на улице, в магазине, в самолете или в кровати в любое время суток, что доставляет дискомфорт не только родителям и посторонним людям, но и самому ребенку. Уже известно, что у младенцев есть транспортная реакция — обычно маленький ребенок перестает плакать, когда мать идет и несет его на руках. Однако полный спектр поведенческих реакций и универсальный способ успокоить ребенка до сих пор непонятен.

Группа исследователей из Центра изучения мозга института RIKEN под руководством Куми Курода (Kumi O. Kuroda) изучила связь физиологических реакций и поведения младенцев, чтобы найти универсальную технику, которая поможет ребенку успокоиться.

В исследовании участвовали 22 ребенка от 0 до 7 месяцев и их биологические матери. Ученые провели 32 сеанса измерений поведения и самочувствия детей в разных условиях. В этих экспериментах матери выполняли серию из четырех заданий: «Иди-держи», когда мать держала младенца на руках и шла; «Сиди-держи» — мать держала младенца и сидела; «Кроватка» — ребенка укладывали в кроватку; и «Движение в кроватке», когда младенца помещали либо в передвижную кроватку, либо в коляску и качали туда-сюда. Выполнение каждого задания длилось от 30 секунд до 5 минут. Такой дизайн эксперимента позволил разделить эффекты взаимодействия с матерью и движения — двух сенсорных компонентов, которые активируют транспортную реакцию. Во время заданий у младенцев снимали сигнал ЭКГ, а также записывали на камеру их поведенческие реакции: выражения лица, вокализацию, движения тела и открывания/закрывания глаз. ЭКГ и записанное видео синхронизировали, чтобы понять, как соотносятся физиологические и поведенческие показатели.

Для оценки связи между поведением и физиологией ученые ввели индекс ISS, который присваивался каждому сердечному сокращению: во время сна ISS был равен 1, при спокойном бодрствовании — ISS = 0, а сильному плачу соответствовал −1 балл. Затем исследователи посчитали среднее значение ISS за 30-секундный интервал (mISS). Также ученые оценили у детей среднее количество интервалов между сердечными сокращениями (индекс mIBI).

В итоге исследовательская группа обнаружила корреляцию между физиологическими показателями младенцев и заданиями, которые выполняли их матери.

Плачущие младенцы после ходьбы с ними на руках переставали плакать, также у них повышались индексы mISS и mIBI. Именно факт движения влиял на повышение обоих индексов (mISS, t = 6,28, df = 54,26, p <0,001; mIBI, t = 6,57, df = 54,12, p <0,001). После 5-минутной ходьбы 5 из 11 младенцев (45,5 процента) заснули, и ни один из них не плакал к концу задания, а еще два ребенка (18,2 процента) заснули в течение минуты после того, как матери сидели с ними на руках.

После того, как младенец засыпал на руках, матери часто укладывали его в кроватку, из-за чего некоторые дети просыпались: 9 из 22 спящих младенцев пробуждались через 20 секунд после укладывания и у них уменьшался индекс mIBI. Ученые связали это с изменением положения головы и активацией сердечно-сосудистой системы. 9 других младенцев, которые уснули, матери держали на руках во время сидения. Дети спали так 5-8 минут и только после этого их укладывали в кровать. Оказалось, что после такой последовательности действий младенец не просыпался. Окно в 5-8 минут соответствует продолжительности начальной фазы сна, которая характеризуется низким порогом возбуждения, поэтому ученые заключили, что сидение со спящим младенцем — самый эффективный способ переждать начальную фазу сна.

Если ребенок плакал, а с ним только сидели или просто укладывали в кроватку, он не успокаивался, а даже наоборот начинал плакать еще сильнее. Ученые заключили, что несмотря на контакт с матерью, у младенцев, с которыми не ходили, не активируется транспортная реакция, поэтому им сложнее успокоиться.

Способы успокоить детей похожи у родителей по всему миру: мы рассказывали, что люди из разных культур акустически одинаково общаются с младенцами и поют им колыбельные.

Ирина Грищенко