Cпутник связи Galaxy 11 потерял несколько фрагментов. Но остался в строю

От геостационарного спутника связи Galaxy 11, принадлежащего компании Intelsat, несколько дней назад отделились пять—шесть фрагментов, которые обнаружили российские телескопы. Сам спутник, по всей видимости, функционирует нормально и управляется, сообщил N + 1 специалист Института прикладной математики (ИПМ) имени Келдыша. Ранее агентство ТАСС со ссылкой на телеграм-канал ИПМ сообщил о «частичном разрушении спутника на орбите».

Спутник Galaxy 11 был запущен в конце декабря 1999 года европейской ракетой «Ариан-4» с космодрома Куру во французской Гвиане и выведен на геостационарную орбиту высотой 35,8 тысячи километров. Первоначально он принадлежал компании Panamsat, а с 2006 года спутником распоряжается поглотившая ее компания Intelsat.

Представитель ИПМ сообщил N + 1, что фрагменты, отделившиеся от космического аппарата, были обнаружены 5 сентября одной из оптических обсерваторий, входящих в наблюдательную сеть, которую координирует российская организация МАК «Вымпел», отвечающая за контроль космического пространства. Было обнаружено пять—шесть фрагментов размером в десятки сантиметров, отделившихся от каких-то элементов конструкции этого аппарата. Понять точное место, откуда они отделились, на таком расстоянии нельзя, сказал собеседник N + 1.
Он добавил, что аппарат управляем, поддерживает долготу точки стояния, но поскольку топлива на борту осталось мало, он «ходит» вверх и вниз по наклонению, то есть его проекция на земную поверхность описывает восьмерку. После инцидента его поведение не изменилось, то есть это не было вызвано отделением каких-то частей, принципиально важных для работы аппарата. Сейчас фрагменты ушли на большое расстояние от аппарата — на сотни и даже тысячи километров.

Возможно, предположил представитель ИПМ, от Galaxy 11 отделились солнечные концентраторы, которые стоят на его панелях. Это тонкопленочные элементы, которые раскрывались на орбите и отражали солнечный свет на солнечные батареи при углах, отличных от нормали. Это особенность ранних аппаратов, построенных на базе платформы Boeing 702, потом от этих элементов отказались. Элементы их конструкции, которыми крепятся эти концентраторы, со временем становятся хрупкими и могут разрушаться. Однако не исключено, что фрагментация стала результатом столкновения с небольшим фрагментом космического мусора.

Состояние аппарата станет ясным после завершения сезона затмений во время осеннего равноденствия, когда все геостационарные аппараты на продолжительное время остаются в тени Земли, заключил собеседник N + 1.

Разрушение космических аппаратов на орбите могут происходить по нескольку раз в год. Обычно это происходит с верхними ступенями ракет и разгонными блоками, в чьих баках остаются газы и остатки топлива, которые взрываются из-за нагрева под солнечными лучами. Так, например, в 2018 году мы рассказывали о взрыве на орбите бака разгонного блока «Фрегат». Об угрозах, связанных с космическим мусором, читайте в нашем материале «Конец космической эры».

Илья Ферапонтов