Орнитологи описали новый вид птиц, которые обитает на островах Диего-Рамирес к югу от Южной Америки. Он получил название субантарктическая райадито. В прошлом считалось, что местная популяция относится к шипохвостым райадито, широко распространенным в Чили и Аргентине. Однако анализ показал, что особи с островов Диего-Рамирес крупнее и ведут себя иначе: вместо того, чтобы лазать по деревьям и строить гнезда в дуплах, они прячутся от ветра в высокой траве и выводят птенцов в заброшенных норах морских птиц. Описание нового вида опубликовано в статье для журнала Scientific Reports.
Орнитологам известно около одиннадцати тысяч видов птиц, и благодаря новым открытиям этот список время от времени пополняется. Например, в прошлом году специалисты описали неизвестный ранее род и вид птиц из Боливии и Перу — яркоокрашенную солнечную танагру (Heliothraupis oneilli). Впрочем, намного чаще орнитологи не открывают совершенные новые виды, а дробят уже известные, основываясь на генетическом и морфологическом анализе. Так, около десяти лет назад краснобрюхую питту (Erythropitta erythrogaster), широко распространенную от Филиппин до Северной Австралии и Меланезии, разделили на тринадцать отдельных видов. Один из них, луизиадскую питту (E. meeki), лишь недавно удалось обнаружить после перерыва продолжительностью более ста лет.
Еще один новый вид птиц описала команда орнитологов под руководством Рикардо Роцци (Ricardo Rozzi) из Университета Магальяна. В центре внимания исследователей оказались шипохвостые райадито (Aphrastura spinicauda) — мелкие насекомоядные представители семейства печников (Furnariidae), обитающие в лесах Чили и Аргентины. Одна из популяций этого вида населяет субантарктический архипелаг Диего-Рамирес, который располагается в проливе Дрейка и считается самой южной точкой Чили и Южной Америки. Местные райадито изолированы от материковых сородичей бурным океаном. Кроме того, они отличаются от них экологическими предпочтениями. Поскольку на архипелаге нет лесов и деревьев, райадито здесь обитают в высокой траве — зарослях мятлика вееровидного (Poa flabellata).
Роцци и его коллеги решили уточнить таксономический статус райадито с архипелага Диего-Рамирес. Для этого они поймали тринадцать представителей данной популяции, взвесили их и измерили длину и ширину их клюва, а также длину крыльев, лап и хвоста. Аналогичным образом авторы исследовали морфологические особенности 104 принадлежащих к материковой популяции райадито из двух регионов Огненной Земли: с берегов пролива Бигл и с острова Наварино. Оказалось, что особи с островов Диего-Рамирес на четверть тяжелее сородичей с Огненной Земли, однако хвосты у них короче. Кроме того, у островных птиц длиннее и шире клювы и длиннее лапы. При этом длина крыльев у особей с архипелага Диего-Рамирес и с Огненной Земли не отличается. Авторы отмечают, что райадито с берегов пролива Бигл и с острова Наварино морфологически похожи друг на друга, в то время как их сородичи с островов Диего-Рамирес образуют обособленный кластер.
На следующем этапе исследователи сравнили митохондриальную ДНК 120 райадито со всего ареала вида, от Центрального Чили до архипелага Диего-Рамирес. Анализ подтвердил обособленное положение популяции с субантарктических островов. Для сравнения, особи с Огненной Земли не изолированы от других южноамериканских популяций. Кроме того, выяснилось, что райадито с островов Диего-Рамирес отличаются низким генетическим разнообразием. По сравнению с другими популяциями они демонстрируют наименьшую гетерозиготность, наибольший коэффициент инбридинга и наименьшее разнообразие аллелей.
Роцци с соавторами также провели провели наблюдения за райадито с островов Диего-Рамирес в полевых условиях. На Гонсало, втором по величине острове архипелага, исследователи отмечали по 47 этих птиц на километр учетного маршрута. Почти всего райадито держались и искали пищу в защищающей их от ветра высокой траве, перелетая на короткие расстояния и не поднимаясь высоко над землей. Возможно, именно с этими особенностями поведения связаны более крупный вес тела и более короткие хвосты, характерные для представителей местной популяции. Орнитологам удалось обнаружить десять гнезд райадито, половина из которых располагались в норах, вырытых морскими птицами, или естественных полостях в почве. Для сравнения, материковые райадито ищут корм на деревьях и гнездятся в дуплах. Орнитологи отмечают, что райадито с Диего-Рамиреса экологически напоминают крапивников (Troglodytidae), в то время как птицы из Южной Америки скорее занимают ниши синиц (Paridae) или пищух (Certhiidae).
Поскольку райадито с островов Диего-Рамирес заметно отличаются от материковых сородичей морфологически, генетически и экологически, Роцци и его коллеги предложили выделить данную популяцию в отдельный вид. Он получил название субантарктическая райадито (Aphrastura subantarctica). Это уже второй островной вид из рода Aphrastura: первый, островная райадито (A. masafuerae) обитает на острове Александр-Селькирк в архипелаге Хуан-Фернандес и находится на грани полного исчезновения по вине инвазивных хищников. На Диего-Рамирес чужеродные виды еще не попали, поэтому местные райадито пока находятся в безопасности. Тем не менее, Роцци с соавторами призывают усилить контроль за биологической безопасностью архипелага, чтобы новый вид птиц не пострадал от крыс, кошек или американских норок, которые могут попасть сюда вместе с людьми.
Ранее мы рассказывали, как два вида птиц тюрко уличили в любви к трюфелям и другим грибам. Отправившись в умеренные леса Чили, где живут эти пернатые, биологи застали их за поиском и поеданием грибов. Анализ помета тюрко подтвердил, что они регулярно едят разнообразные грибы и распространяют их споры по лесу.
Сергей Коленов
Ранее две попытки вернуть ворон на Большой остров Гавайского архипелага закончились неудачно
Специалисты по охране природы выпустили в заповеднике на острове Мауи пятерых гавайских ворон. Этот вид вымер в природе в 2002 году, а две попытки вернуть его в родные леса на Большом острове Гавайского архипелага закончились неудачей. Как сообщается в пресс-релизе природоохранной организации San Diego Zoo Wildlife Alliance, на этот раз ученые выбрали для реинтродукции соседний остров, где нет опасных для ворон хищников — канюков.