Орнитолог-любитель Майкл Смит обнаружил птицу, которая 124 года не попадалась на глаза исследователям. Речь о луизиадской питте, эндемике труднодоступного острова Россел к востоку от Новой Гвинеи. Смит понаблюдал за неуловимыми пернатыми и сделал несколько снимков. Кроме того, он записал голос луизиадской питты — и выложил запись с комментарием на сайт xeno-canto. Внимание на эту находку обратил паблик «Вымершие и вымирающие животные».
Некоторые виды птиц столетиями скрываются от орнитологов. Например, чернобровая мышиная тимелия (Malacocincla perspicillata) на протяжении 170 с лишним лет была известна по единственному музейному экземпляру, добытому в неизвестной части Индонезии. Лишь в 2020 году эту загадочную птицу удалось обнаружить в дикой природе на острове Борнео, а спустя год — запечатлеть на видео.
Похожая история произошла с луизиадской питтой (Erythropitta meeki), которая обитает исключительно на острове Россел в архипелаге Луизиада к востоку от Новой Гвинеи. Этого яркоокрашенного представителя отряда воробьинообразных, который отличается от родственных видов широкой черной полосой между голубой грудью и красным животом, а также светло-коричневой окраской макушки, описали в 1898 году по единственному экземпляру. С тех пор никто из орнитологов ни разу не видел луизиадскую питту. В первую очередь это связано с тем, что до острова Россел непросто добраться. Кроме того, данный вид долгое время не привлекал внимания исследователей, поскольку считался всего лишь подвидом краснобрюхой питты (Erythropitta erythrogaster), широко распространенной от Филиппин до Северной Австралии и Меланезии.
Однако около десяти лет назад краснобрюхую питту разделили на тринадцать отдельных видов, среди которых была и луизиадская питта (мы упоминали эту историю в материале «Бесконечное множество самых прекрасных форм»). Так у профессиональных орнитологов и бердвотчеров появился стимул больше узнать о биологических особенностях этой птицы и оценить состояние ее популяции. В 2014 году остров Россел посетила экспедиция, члены которой попытались отыскать луизиадскую питту. Хотя исследователи не добились успеха, они выяснили, что местные жители хорошо знают эту птицу и считают ее обычной. А анализ спутниковых снимков показал, что остров до сих пор покрыт хорошо сохранившимися лесами, где могут жить питты.
Летом 2022 года на поиски луизиадской питты отправился орнитолог-любитель Майкл Смит (Michael Smith). Пятого июля ему наконец удалось увидеть неуловимых птиц в лесу, записать их крики и даже сделать несколько фотографий. По словам Смита, он приманил ее, проигрывая голос близкого вида — папуанской питты (E. macklotii). Кроме того, Смит смог понаблюдать за поведением луизиадских питт. Оказалось, что, подобно другим питтам, они ведут скрытный образ жизни, ищут корм в лесной подстилке и предпочитают бегать, а не летать. А их крики можно услышать в лесу с раннего утра до позднего вечера.
Жители Россела сообщили Смиту, что регулярно видят луизиадских питт в лесу, а иногда и на возделываемых землях. Время от времени они даже находят гнезда этих птиц, в которых обычно находится по два яйца. В целом на своем родном острове луизиадская питта не является редкостью. Возможно, эти наблюдения помогут уточнить природоохранный статус данного вида (сейчас Международный союз охраны природы рассматривает его в качестве таксона, для оценки статуса которого недостаточно данных).
В прошлом году мы рассказывали о том, как орнитологи описали новый вид южноамериканских птиц — солнечную танагру (Heliothraupis oneilli). Она относится к неизвестному ранее роду. Самцы этих пернатых отличаются очень яркой окраской: основной тон оперения желтый, а на голове есть оранжевый хохолок и черная бровь. Впервые этих танагр встретили в 2000 году в Перу, а спустя одиннадцать лет были открыты места ее размножения на западе Боливии.
Сергей Коленов
Похожий на нематоду <i>Uncus dzaugisi</i> жил в Южной Австралии около 555 миллионов лет назад
Палеонтологи описали древнейшего представителя линяющих беспозвоночных — клады, объединяющий членистоногих, круглых червей и ряд более мелких групп. Им оказался червеобразный организм Uncus dzaugisi, который жил на территории Южной Австралии в конце эдиакарского периода, около 555 миллионов лет назад. Как отмечается в статье для журнала Current Biology, это первый представитель линяющих, известный из докембрия. Его открытие устранило противоречие между данными молекулярных часов, согласно которым линяющие беспозвоночные появились еще в эдиакарском периоде, с палеонтологическое летописью, в которой они до сих пор были известны только из начале кембрия.