Демографический рост в Монголии бронзового века связали с молочным животноводством

Биологи провели протеомный анализ зубного камня людей, живших в Монголии около 2900–240 годов до нашей эры, и выяснили, что уже первые скотоводы региона — представители афанасьевской культуры — употребляли в пищу молочную продукцию. Однако интенсификация молочного животноводства произошла гораздо позже и связана с носителями культуры погребений сагсайского типа, которые оказались в Монгольском Алтае около 1500 годов до нашей эры. Этот тип хозяйства способствовал экономической стабильности, которая привела к демографическому росту и социальному неравенству. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале PLoS One.

В эпоху энеолита (или ранней бронзы) из Южной Сибири в Монголию приходят племена первых скотоводов и металлургов — носители афанасьевской археологической культуры (конец IV — середина III тысячелетия до нашей эры). Это люди, относящиеся к протоевропеоидному антропологическому типу, которые мигрировали на восток из Волго-Донских степей. Афанасьевцы жили оседло, разводили мелкий рогатый скот, коров и лошадей. В то же время в значительной степени они продолжали полагаться на охоту и собирательство дикоросов. Около 2600 годов до нашей эры в Монгольский Алтай и Джунгарию приходят носители чемурчекской культуры, которая известна в первую очередь благодаря характерным мегалитическим гробницам и просуществовала примерно до 1700 годов до нашей эры. Найденные в чемурчекских погребениях кости крупного рогатого скота, а также изображения запряженных быков позволили археологам предположить, что в их хозяйстве ведущая роль отводилась разведению крупного рогатого скота.

В конце эпохи развитой и поздней бронзы горные районы и степные пространства Монголии и некоторых соседних регионов заселили носители культурной общности херексуров и оленных камней. Херексуры — это курганы с округлой каменной насыпью, которые окаймлялись кольцевой или квадратной оградой, соединенной с насыпью лучами-дорожками. Под насыпями херексуров находятся одиночные или групповые погребения. Своих умерших носители этой культурной общности обычно хоронили без инвентаря. В редких случаях в могилах присутствуют бронзовые артефакты, фрагменты керамики и кости домашних животных. Их хозяйство основывалось на кочевом скотоводстве и охоте. Кроме того, исследователи отмечают, что их общество было в значительной степени стратифицированным.

Группа ученых из Австралии, Великобритании, Германии, Канады, Китая, Монголии, США, Франции и Швейцарии под руководством Николь Буавен (Nicole Boivin) из Института истории человечества Общества Макса Планка провела протеомный анализ зубного камня 21 человека (количество образцов — 24), останки которых были найдены на семи памятниках в Монгольском Алтае. С помощью жидкостной хроматографии с тандемной масс-спектрометрией исследователи решили выяснить, употребляло ли местное население молочную продукцию. Изученные останки относятся примерно к 2900–240 годам до нашей эры, то есть охватывают период от раннего бронзового века до железного века.

В результате исследования биологи получили прямые подтверждения, что афанасьевцы из Монголии уже в эпоху ранней бронзы (около 2912–2761 годов до нашей эры) употребляли в пищу молоко овец и других жвачных животных, относящихся к семейству полорогих и подсемейству козьих. Более позднее население (чемурчекская культура), которое генетически близко к древним северным евразийцам и людям, связанным с Бактрийско-Маргианским археологическим комплексом, около 2500 года до нашей эры также употребляло молоко овец и козьих. Вместе с тем ученые утверждают, опираясь на данные остеологии, что в это время в Монголии появился крупный рогатый скот, от которого также получали молоко. Этот процесс сопровождался усложнением социальной структуры, что нашло отражение в погребальном ритуале.

В эпоху средней бронзы в Монгольском Алтае оказалась новая популяция людей — носители культуры погребений сагсайского типа (около 1500–980 годов до нашей эры), которые были генетически близки к синташтинской культуре. Протеомный анализ показал, что они употребляли в пищу не только овечье или козье молоко, но и кобылье. Это древнейшее свидетельство в регионе, относящееся примерно к 1350 году до нашей эры. По данным исследователей, появление этой культуры в Монголии сопровождалось демографическим ростом, планировкой могильников и изменением погребального обряда.

Ученые отметили, что около 1380–975 годов до нашей эры на севере Монголии люди уже сильно зависели от молочного животноводства. На это указывают данные палеопротеомики, результаты анализов стабильных изотопов и археологические материалы. По их мнению, этот тип хозяйства обеспечил экономическую стабильность, которая привела к демографическому росту, дальнейшему расширению количества стад животных и социальному неравенству. Экономический прогресс также позволил создавать более масштабные монументальные комплексы.

Ранее на N + 1 рассказывали о других исследованиях, связанных с употреблением молока древними людьми. Так, ученые выяснили, что носители ямной культуры начали употреблять молочные продукты около 3000 года до нашей эры. А жители Южного Кавказа начали это делать даже раньше — древнейшим свидетельствам в этом регионе оказалось около 5700 лет.

Палеогенетики прочитали геномы пиценов