Французские палеопаразитологи обнаружили древнейшее яйцо гельминта из семейства тениид

Французские ученые впервые обнаружили в кальците яйцо паразитического червя. Открытие было сделано во время исследования образца натечных образований из итальянской пещеры Базура, возраст которого составляет около 300 тысяч лет. Палеопаразитологи определили, что яйцо принадлежит гельминту семейства тениид. Это древнейшее свидетельство существования этого таксона в мире. Об этом сообщается в статье, опубликованной в International Journal of Paleopathology.

Палеопаразитология как научное направление зародилась в начале XX века, когда с помощью гистологического метода ученые обнаружили яйца трематоды (Schistosoma haematobium) в почках древнеегипетской мумии. Источником информации для исследователей, как правило, служат копролиты или палеофекалии, пробы отложений в области таза, взятые при изучении погребений, а также мумии людей и животных. Наличие паразитов в образцах позволяет не только узнать санитарно-гигиеническую обстановку в разных обществах, но и уточнить пищевые традиции отдельных народов. Например, археологи обнаружили в Иерусалиме древний туалет, палеофекалии из которого показали, что богатые жители этого города страдали от четырех разных паразитов.

На северо-западе Италии, примерно в одном километре от лигурийской коммуны Тойрано, находится пещера Базура. Ее исследования в качестве палеолитического памятника начались в 1950 году, хотя еще в конце XIX века там были сделаны находки, относящиеся к эпохе неолита и позднеримскому времени. Помимо свидетельств того, что в этой пещере нередко бывали пещерные медведи (Ursus spelaeus), археологи обнаружили на ее стенах остатки древесного угля, а на полу — следы пяти людей: двух взрослых, подростка и двух небольших детей, которые посещали пещеру около 14 тысяч лет назад.

Анна-Софи Лартиго-Кампен (Anna-Sophie Lartigot-Campin) из Университета Перпиньяна совместно с французскими коллегами исследовала керн натечных образований, который отобрали в итальянской пещере Базура. С помощью масс-спектрометрии с термической ионизацией ученые датировали этот кальцит между 625 (морская изотопная стадия 13) и 225 тысячами лет назад (морская изотопная стадия 7).

Во время исследования одного из образцов керна ученые обнаружили яйцо (точнее — эмбриофор) паразитического червя. Форма этой оболочки оказалась близкой к круглой, а цвет — темно-коричневым. Размер яйца составил 39,29×33,99 микрометра с толщиной стенки равной 5,93 микрометра. Исходя из этих данных, палеопаразитологи пришли к выводу, что оно относится к семейству тениид (Taeniidae).

Ученые отметили, что яйцо паразита было найдено в образце возраст которого оценивается примерно в 315–278 тысяч лет, то есть время морских изотопных стадий 9–8. По данным исследователей, это первый случай обнаружения яйца гельминта в спелеотемах, а также древнейшее свидетельство существования паразитов этого семейства в мире.

Натечные образования могут хранить в себе и другие органические материалы. Так, в конце прошлого года на N + 1 рассказывали о том, что палеогенетики впервые извлекли человеческую ДНК из кальцита. Она принадлежала мужчине, останки которого пролежали в подводной пещере больше трех тысячелетий.

В Турции нашли 4700-летний амулет из метеоритного железа