Гель с герпесвирусным вектором помог при буллезном эпидермолизе

Американские ученые разработали и проверили на пациентах генно-модифицированный препарат на основе герпесвирусного вектора, позволяющий снизить тяжесть поражения кожи при буллезном эпидермолизе. B-VEC (beremagene geperpavec) восстанавливает экспрессию коллагена седьмого типа в клетках кожи. Лекарство в виде геля наносится прямо на пораженные участки и уменьшает площадь раневой поверхности и время заживления раны. Исследование опубликовано в журнале Nature Medicine.

Рецессивный дистрофический буллезный эпидермолиз — редкое генетическое заболеванием кожи, вызываемое мутациями в гене COL7A1, который кодирует коллаген седьмого типа. Этот коллаген собирается в якорные фибриллы, которые в составе базальной мембраны скрепляют эпидермис и дерму. Коллаген седьмого типа содержит два важных неколлагеновых домена: NC1, с помощью которого якорные фибриллы вставляются в базальную мембрану, и NC2, который отвечает за сборку якорных фибрилл. При дефектах коллагена седьмого типа нарушается сцепление дермы и эпидермиса, что приводит к развитию болезненных пузырей на коже по всему телу, которые повышают риск инфекции, образуют рубцы и предрасполагают к раку кожи. Это чрезвычайно тяжелое для пациентов заболевание, и в настоящее время не существует методов его лечения.

Предыдущие разработки лечения буллезного эпидермолиза касались пересадки костного мозга, однако эффективность процедуры остается под вопросом. Эффективность пересадки собственных генно-модифицированных клеток эпидермиса с работающим геном COL7A1 варьировала от пациента к пациенту и со временем медленно снижалась. Впрочем пересадка генно-модифицированной кожи пациенту с дефектом гена белка ламинина показала хорошие результаты в пятилетнем периоде наблюдений. Однако эта операция связана с большим числом осложнений, в том числе инфекционных и иммунных.

Питер Маринкович (Peter Marinkovich) и его коллеги из Стенфордского университета разработали генно-модифицированный препарат с герпесвирусным вектором, несущим на себе здоровый ген COL7A1, в виде геля, который нужно наносить на кожу. Ученые выбрали векторы вируса простого герпеса первого типа потому, что они эффективно проникают в клетки и хорошо «обходят» иммунный надзор организма, не вызывая побочных иммунных реакций. К тому же вероятность мутации в них ниже, и они могут вместить больше информации.

В доклиническом испытании мышам, в точности повторявшим фенотип кожи при буллезном эпидермолизе с дефицитом коллагена седьмого типа, внутрикожно вводили B-VEC. Каждая мышь получила три инъекции B-VEC и одну инъекцию физиологического раствора. Некоторые мыши получили вторую дозу препарата и физиологического раствора на третий день в те же четыре места. На третий день после введения B-VEC коллаген обнаруживали в дермально-эпителиальных соединениях и в волосяных фолликулах. На седьмой день коллаген локализовался на большей площади кожи.

Чтобы дополнительно оценить эффект B-VEC in vivo, ученые пересадили человеческую кожу, в которой не синтезируется коллаген седьмого типа, иммунодефицитным мышам. Эта модель считается наиболее близкой к коже человека с рецессивным дистрофическим буллезным эпидермолизом. В исследуемую группу попало 16 мышей, в группу контроля — четыре. У всей группы контроля наблюдались множественные участки дермально-эпидермального разделения, чего не было на трансплантатах, где местно применяли B-VEC.

Сборку коллагена седьмого типа в якорные фибриллы считают тестом его функциональной состоятельности, так как этот процесс требует полноразмерных молекул коллагена, содержащих домены NC1 и NC2. Ученые оценивали эту сборку с помощью электронной микроскопии. На 12 день после лечения ученые обнаружили правильную ультраструктурную локализацию NC1 в плотной пластинке (lamina densa) и NC2 примерно на 300 нанометров ниже плотной пластинки, что согласуется с предыдущими исследованиями структурной локализации доменов NC1 и NC2 в нормальной коже человека.

В исследование безопасности B-VEC включили девять человек (взрослых и детей) с клиническими проявлениями буллезного эпидермолиза, подтвержденными мутациями в гене COL7A1, сниженной экспрессией белка NC1 и NC2 и без якорных фибрилл в базальной мембране.

Всего ученые использовали B-VEC 129 раз и зарегистрировали 21 нежелательное явление: 15 из них признаны не связанными с препаратом, четыре (лихорадка, специфический вкус, сыпь, зуд) — возможно связаны и два (реакции в месте нанесения) — вероятно связаны. Все нежелательные явления разрешились в ходе исследования, и ни одно из них не потребовало снижения дозы или частоты нанесения B-VEC. Сообщений о серьезных нежелательных явлениях не поступало. Антитела к вирусу простого герпеса первого типа оставались на прежних уровнях и не влияли на эффективность и безопасность лекарства.

Заживление всех ран в группе B-VEC наступило через три месяца, за исключением хронической (пять лет) раны на тыльной стороне стопы у одного пациента, однако после второго курса лечения, она зажила. В контрольной группе повторно образовывались пузыри на протяжении трех месяцев. Раны, обработанные B-VEC, статистически значимо отличались от ран, обработанных плацебо (р = 0,0026). Эффект лечения также оценивался по среднему процентному изменению площади раневой поверхности: уменьшение площади раны было статистически значимо на 8, 10 и 12 неделях (р < 0,025). Также B-VEC ускорял заживление ран и снижал риск их рецидивов

В биоптатах кожи семи пациентов ученые оценивали степень экспрессии NC1 и NC2 по сравнению со здоровой кожей. Хотя в них была отмечена вариабельность экспрессии NC1 и NC2, в большинстве образцов врачи обнаружили линейные отложения коллагена седьмого типа. У всех пациентов, которым перед началом лечения провели биопсию кожи, отсутствовали якорные фибриллы. После лечения на иммуногистохимическом анализе ученые обнаружили зрелые якорные фибриллы. На 97 день лечения в коже плотная пластинка увеличилась за счет NC1, а домен NC2 был примерно на 300 нанометров ниже плотной пластинки, что соответствует состоянию нормальной кожи.

Таким образом, это исследование показывает, что местное регулярное применение B-VEC повышает экспрессию коллагена седьмого типа в коже больных рецессивным деструктивным буллезным эпидермолизом, тем самым способствуя активному и стойкому заживлению ран. Кроме того, B-VEC является первым эффективным препаратом генной инженерии с прямым переносом генов. Удобство его применения и доступность позволят использовать его в амбулаторных условиях, что дополнительно снижает риски для больных, ведь им не нужно совершать долгие поездки в специализированные центры. В настоящее время ученые проводят третью фазу исследования B-VEC.

Несколько лет назад мы поговорили с сотрудниками благотворительного фонда «Дети-бабочки», занимающегося помощью детям с буллезным эпидермолизом. Из этого разговора можно узнать, как живут такие дети, чем их лечат сейчас, и как им помочь.

Слава Гоменюк