У пациентов с сахарным диабетом второго типа
Ретроспективное исследование электронных медицинских карт показало, что у пациентов с сахарным диабетом второго типа агонисты рецептора глюкагоноподобного пептида-1 снижали статистический риск развития опухолей, ассоциированных с ожирением, эффективнее инсулина. Как сообщается в JAMA Network Open, в анализ вошли данные более 1,6 миллиона человек.
Некоторые виды опухолей возникают чаще при различных сопутствующих заболеваниях. Так, существует минимум 13 злокачественных новообразований человека, развитие которых ассоциировано с ожирением. Поскольку при ожирении повышается резистентность к инсулину и риск развития сахарного диабета второго типа, прогноз при этих опухолях становится менее благоприятным.
Известно, что препараты класса агонистов рецепторов глюкагоноподобного пептида-1 (ГПП-1) выступают высокоэффективными средствами для лечения диабета второго типа и ожирения. Также исследования показали, что эти лекарства снижают риск неблагоприятных сердечно-сосудистых исходов у пациентов с ожирением и способствуют терапии неалкогольного стеатогепатита. Существует гипотеза о том, что препараты этого класса могут снижать риск развития онкологических заболеваний, связанных с ожирением.
Проверить эту гипотезу решили ученые из Университета Кейс-Вестерн-Резерв под руководством Нейтана Бергера (Nathan Berger). Они проанализировали общенациональную многоцентровую базу данных электронных медицинских карт TriNetX, состоящую из 113 миллионов пациентов в США. В исследование включили данные 1651452 пациентов с диабетом второго типа без онкологических заболеваний, которым назначали агонисты рецепторов глюкагоноподобного пептида-1, инсулин или метформин. Исследуемыми опухолями стали рак пищевода, молочной железы, толстой кишки, эндометрия, желчного пузыря, желудка, почек, яичников, поджелудочной железы и щитовидной железы, а также гепатоцеллюлярная карцинома, менингиома и множественная миелома.
По сравнению с инсулином, прием агонистов рецепторов ГПП-1 был связан со значительно более низким риском развития 10 из 13 опухолей, включая рак желчного пузыря (отношение рисков 0,35), менингиомы (0,37), рак поджелудочной железы (0,41), гепатоцеллюлярной карциномы (0,47), рака яичников (0,52), колоректального рака (0,54), множественной миеломы (0,59), рак пищевода (0,60), рак эндометрия (0,74) и рак почки (0,76). По сравнению с метформином, прием агонистов рецепторов ГПП-1 не был связан с более низким риском развития колоректального рака, рака желчного пузыря и менингиомы, но был связан с повышенным риском развития рака почки.
Ученые приходят к выводу, что агонисты рецепторов ГПП-1 эффективнее инсулина снижают риск развития ассоциированных с ожирением опухолей. Однако при сравнении с метформином значимого положительного эффекта этих препаратов не наблюдается. Необходимы дальнейшие клинические испытания, в которых бы удалось проверить найденные эффекты агонистов рецепторов ГПП-1.
Ранее мы рассказывали, что семаглутид — один из агонистов рецепторов ГПП-1 — снизил риск развития деменции у больных с диабетом.
У получавших доконтактную профилактику ВИЧ-инфекции
Джулия Маркус (Julia Marcus) из Гарвардской медицинской школы с коллегами из Австралии и США провела ретроспективное когортное исследование и выяснила, что постконтактная профилактика доксициклином резко снижает частоту заражения инфекциями, передающимися половым путем (ИППП), среди людей, получающих доконтактную профилактику ВИЧ-инфекции. В анализ вошли более 11,5 тысячи взрослых людей (средний возраст — 39,9 года; 95,1 процента — мужчины), которые получали доконтактную профилактику ВИЧ-инфекции в системе здравоохранения Северной Калифорнии с ноября 2022 по декабрь 2023 года. 2253 (19,5 процента) из них получили доксициклин для постконтактной профилактики, 1096 из них заражались ИППП в течение предыдущего года. Частоту положительных анализов на эти инфекции оценивали ежеквартально в течение года с начала постконтактной профилактики. Результаты опубликованы в журнале JAMA Internal Medicine.