Ингибитор деацетилазы гистонов уменьшил аппетит мышей и помог им похудеть

Американские биологи обнаружили, что с помощью ингибитора деацетилазы гистонов HDAC6 можно усилить действие гормона лептина, подавляющего аппетит. Свое открытие ученые подтвердили на мышах — введение ингибитора HDAC6 в их диету заставило животных потерять 25 процентов массы тела за пять недель. Теперь биологам предстоит подумать, как справиться с побочными эффектами, которые возникают при приеме подобных регуляторов транскрипции. Работу опубликовали в Nature Metabolism.

Лептин — это гормон жировой ткани, который регулирует энергетический обмен. Он подавляет аппетит, а также повышает чувствительность клеток печени и мышцы к инсулину. Люди с ожирением становятся резистентными к действию лептина — их жировая ткань вырабатывает этот гормон в избытке, но сигналы от него уже не достигают мозга, мышц и печени. Это не только снижает чувствительность к инсулину, но и повышает аппетит, заставляя больных ожирением переедать.

Исследователи пытаются найти способы побороть резистентность организма к лептину. Американские биологи во главе с Роджером Коуном (Roger D. Cone) из Университета Мичигана решили использовать для этой цели один из белков семейства деацетилаз гистонов HDAC6, который регулирует энергетический метаболизм клеток, в том числе через митохондрии. На начальном этапе исследований ученые заметили, что у мышей, которым в пищу вводили ингибитор HDAC6, уменьшался аппетит.

Это натолкнуло исследователей на мысль, что блокирование HDAC6 усиливает действие лептина, регулирующего аппетит. Чтобы проверить свою гипотезу, биологи разделили мышей с лишним весом на две группы по 5 животных. У первой группы мышей заблокировали выработку лептина на генетическом уровне, а у второй группы лептин вырабатывался нормально. Животным в течение пяти недель давали ингибитор HDAC6, и к концу эксперимента у первой группы масса тела снизилась на 25 процентов, а во второй группе уменьшения веса не произошло.

Несмотря на оптимистичные результаты, перед учеными теперь встала сложная проблема. Дело в том, что ингибиторы деацетилазы гистонов токсичны для организма, так как влияют на транскрипцию, и поэтому вызывают много побочных реакций. Исследователям предстоит понять, как можно избежать негативных эффектов этих соединений при лечении ожирения.

Ожирение остается одной из самых важных медицинских проблем современного общества. Международная коллаборация по факторам риска неинфекционных заболеваний вычислила, что к 2025 году каждый пятый человек на Земле будет страдать ожирением.

Эссенциальный тремор связали с повышенным риском развития деменции