Взрослые самки острохвостых бронзовых амадин сохранили любовь к отцовским песням

Японские орнитологи выяснили, что самки острохвостых бронзовых амадин с детства запоминают песню отца и даже достигнув половой зрелости предпочитают ее пению незнакомых особей. У самцов интерес к отцовской песне проявляется в первые месяцы жизни, однако затем затухает. Возможно, это связано с тем, что самцы учатся у отца пению, а самки ориентируются на его голос при выборе брачного партнера. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала PLoS ONE.

Многие птицы с юного возраста внимательно прислушиваются к пению взрослых сородичей, например, собственных отцов. Самцы благодаря этому сами учатся петь, а самки формируют предпочтения, которые пригодятся при выборе будущих партнеров. Представители некоторых видов птиц, включая острохвостых бронзовых амадин (альтернативное русское название — острохвостые мунии) (Lonchura striata), надолго запоминают песню отца и предпочитают ее песням незнакомых сородичей даже после начала самостоятельной жизни.

Команда орнитологов во главе с Кадзуо Оканоей (Kazuo Okanoya) из Токийского университета решила выяснить, существуют ли различия в том, как формируется и сохраняется интерес к отцовской песне у самцов и самок острохвостых бронзовых амадин. Для этого они проанализировали предпочтения молодых птиц на разных этапах развития.

Для экспериментов исследователи отобрали по десять молодых самцов и самок, которые выросли в лаборатории у одиннадцати семейных пар амадин. Все испытуемые особи выкармливались обоими родителями и жили с ними в одной клетке на протяжении 120 дней после вылупления. При этом каждая пара занимала отдельную клетку, отделенную от других клеток в колонии непрозрачной стенкой. Это позволяло юным амадинам слышать как собственного отца, так и других самцов — но видеть они могли только отца. Через 120 дней после появления на свет молодых птиц отделяли от родителей и размещали в клетки, где жило от восьми до четырнадцати представителей того же пола.

Чтобы проверить музыкальные предпочтения юных амадин, их помещали в отдельные клетки и проигрывали им записи из набора, который включал песни 29 взрослых особей (одиннадцать из них были их отцами, а восемнадцать — самцами, которых они никогда не слышали). В начале эксперимента каждую птицу сажали в среднюю часть состоящей из трех отсеков клетки, справа и слева от которой размещались динамики. Затем из двух динамиков попеременно звучало пение отца птицы и незнакомца (записи чередовались с промежутком примерно в тридцать секунд). При этом авторы следили, переместится ли амадина в правый или левый отсек клетки. Отдельно отмечались все случаи, когда подопытная особь отвечала на стимул пением или другими звуками.

С каждой птицей экспериментировали по пять раз, в возрасте примерно 40, 60, 90, 120 и 180 дней после вылупления (в 40 дней амадины способны питаться самостоятельно, в 60-90 дней особенно интенсивно учатся петь, а в 120 дней достигают половой зрелости). В каждом возрасте амадинам предлагали песню нового незнакомца в паре с песней отца.

Анализ полученных данных подтвердил, что молодые амадины предпочитают песню отца песне незнакомцев. В экспериментах как самцы, так и самки чаще перемещались в сторону динамика, который проигрывал пение отца. Однако самцы с началом полового созревания начинали терять интерес к отцовскому голосу: в возрасте 120 и 180 дней они перемещались в его сторону реже, чем прежде. В то же время самкам пение отцов продолжало нравиться в любом возрасте. Кроме того, амадины женского пола чаще откликались на голоса отцов, а вот самцы охотнее пели, когда слышали голоса незнакомцев.

Авторы полагают, что, научившись петь, самцы амадин больше не нуждаются в примере отца, поэтому перестают прислушиваться к его пению так же внимательно, как в первые месяцы жизни. Тем не менее оно остается для них привычным, поэтому, услышав его, самцы не поют так интенсивно, как в ответ на песню незнакомых особей, воспринимаемых в качестве прямых конкурентов. В более молодом возрасте самцы-амадины замолкают при звуках отцовской песни по иной причине: они хотят лучше расслышать ее, пока продолжают обучаться пению.

Что касается самок, то специалисты пока не могут сказать, почему даже достигнув половой зрелости они отдают предпочтение песне отца. Либо она просто активнее реагирует на знакомый стимул, либо самки острохвостых бронзовых амадин считают выгодным спариваться с самцами, которые поют так же, как их отцы. Выяснить, какое из этих предположений верное, помогут дополнительные исследования.

Зебровые амадины (Taeniopygia guttata) оказались обладателями отличной слуховой памяти. Всего за несколько дней птицы учатся распознавать сородичей по голосу и хранят эту информацию как минимум месяц. Одна амадина смогла опознать по голосу 57 птиц.

Зоологи встретили субантарктического пингвина-меланиста