Полнолуние заставило веерохвосток петь активнее

Черно-белые веерохвостки активнее поют по ночам при полной Луне. К такому выводу пришли австралийские ученые, проанализировав 457 часов записей песен этих птиц, которые были сделаны в местности без искусственного освещения. По мнению авторов, при ярком лунном свете самцам веерохвосток легче проникать на чужие территории и соблазнять пением чужих партнерш. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала Behavioral Ecology and Sociobiology.

Многие дневные птицы поют по ночам. В качестве примеров достаточно вспомнить хорошо знакомых нам соловьев (Luscinia luscinia) или обыкновенных горихвосток (Phoenicurus phoenicurus). Орнитологи предполагают, что активность ночных певцов может быть связана с уровнем освещенности, однако исследования по этой теме немногочисленны и дают противоречивые результаты.

Около двадцати процентов исследованных птиц начинают петь ночью, только если Луна яркая или рядом есть источник искусственного освещения. Белошейные зонотрихии (Zonotrichia albicollis), напротив, в полнолуние молчат, а на активности пения болотных крапивников (Cistothorus palustris) лунный цикл никак не сказывается.

Команда специалистов во главе с Эштоном Дикерсоном (Ashton L. Dickerson) из Мельбурнского университета решила выяснить, от чего зависит интенсивность ночного пения черно-белых веерохвосток (Rhipidura leucophrys). Этот вид воробьиных птиц широко распространен в Австралии, на Новой Гвинее и близлежащих островах. Веерохвостки ведут дневной образ жизни, однако петь могут как в светлое, так и в темное время суток (за это их иногда называют «австралийскими соловьями»). Интересно, что у этого вида поют представители обоих полов, а самцы участвуют в заботе о потомстве наравне с самками.

В течение нескольких сезонов размножения орнитологи с помощью автоматических датчиков записывали ночное пение восьми пар веерохвосток на четырех участках в штате Виктория. На всех изученных точках отсутствовали искусственные источники света. Также авторы оценили активность ночного пения шести пар в негнездовое время. В общей сложности за время исследования было записано 457 часов аудиозаписей.

Проанализировав полученные данные, исследователи обнаружили, что веерохвостки поют по ночам лишь во время гнездового сезона. В этот период птицы с каждого участка исполняют в среднем 243,9 песни в час. Для сравнения, по утрам этот показатель составляет 440,46 песни, а днем – всего 35,04 песни. Яркость Луны не влияет на то, будут ли веерохвостки петь, однако повышает частоту пения в тех случаях, когда они все же делают это.

В ходе предварительных исследований орнитологи научились отличать самцов и самок веерохвосток друг от друга по пению. Это позволило выяснить, что в ночные часы поют почти исключительно самцы. Обычно самцы с нескольких соседних территорий поют хором.

Авторы полагают, что ночная песня веерохвосток несет те же функции, что и дневная: помогает привлечь партнера и защитить территорию от соперников. Учитывая, что самцы продолжают петь по ночам во время всего сезона размножения, возможно, они пытаются таким образом соблазнить самок из других пар и одновременно защитить собственную партнершу от посягательств чужаков. Это объяснило бы, почему в лунные ночи веерохвостки поют активнее: при ярком освещении самцам и самкам проще проникать на чужую территорию.

Одни австралийские птицы поют при свете Луны, а другие не могут уснуть из-за искусственного освещения. Как показала серия экспериментов с голубями и воронами-свистунами, городские огни нарушают структуру и продолжительность их сна.

Какаду-барабанщики проявили личные предпочтения при создании музыкальных инструментов