Европейский авиастроительный концерн Airbus провел испытания автоматической системы дозаправки самолетов в воздухе, управляющей заправочной штангой самолета вместо оператора. Согласно сообщению концерна, это были первые в мире подобные испытания. Проверки состоялись в начале 2020 года и были признаны полностью успешными.
Первым способ заправки самолетов в воздухе с помощью топливной штанги предложил американский авиастроительный концерн Boeing в середине 1950-х годов. Благодаря жесткой заправочной штанге можно перекачивать топлива в баки самолета-реципиента под бо́льшим давлением, чем с помощью другой распространенной сегодня системы — «шланг-конус».
При этом дозаправка через заправочную штангу крайне сложна, так как требует выравнивания двух самолетов — заправляющего и заправляемого — друг относительно друга. В процессе заправки оператор управляет заправочной штангой, регулируя ее угол установки и длину, чтобы компенсировать незначительные изменения в расстоянии между самолетами во время полета.
Впервые о разработке автоматической системы дозаправки самолетов в воздухе с помощью заправочной штанги Airbus объявил в 2016 году. Новая система получила название A3R. Она способна в режиме реального времени распознавать на видеоизображении высокой четкости заправочную штангу, другой самолет, а также специальную маркировку положения топливной горловины на заправляемом летательном аппарате.
Эта маркировка представляет собой две-три белые (на темной камуфляжной окраске) или темно-серые (на светлой) параллельные полосы разной длины и одну перпендикулярную им. Такая разметка позволяет оператору заправки оценивать перспективу и визуально определять точное положение заправочного отверстия штанги относительно топливной горловины самолета-реципиента.
Точный состав системы A3R компания Airbus не раскрывает. Известно только, что такая система способна управлять только заправочными штангами с электро-дистанционным управлением. Испытания A3R проводились с 2017 года, но в них работу системы все время контролировал оператор заправки.
Проверки A3R, состоявшиеся в 2020 году, проходили в полностью автоматическом режиме без какого-либо вмешательства со стороны оператора заправки. Испытания проводились над Атлантическим океаном с участием самолета-заправщика A330MRTT и истребителя F-16 Fighting Falcon из состава ВВС Португалии.
В общей сложности самолеты провели в воздухе 45 часов, выполнили 120 полных имитаций воздушной заправки. Во время этих испытаний заправочная штанга полностью стыковалась с топливной горловиной заправляемого самолета, но фактической передачи топлива по соображениям безопасности пока не производилось. Испытания проводились в различных условиях полета.
В Airbus объявили, что в 2021 году планируется начать сертификацию системы A3R. Затем концерн начнет предлагать ее покупателям. Систему A3R можно будет устанавливать как на новые самолеты-заправщики, так и на уже выпущенные. В последнем случае какой-либо модификации заправочного оборудования, систем контроля или управления штангой не потребуется.
Василий Сычёв
Французская компания Nexter получила контракт Главного управления вооружений на разработку нового поколения самоходной гаубицы Cаesar. Она будет называться Cаesar 6X6 Mk II и получит бронированную кабину с улучшенной баллистической и противоминной защитой, дизельный двигатель мощностью 460 лошадиных сил, новую автоматическую коробку передач и шасси.