Морским биологам впервые удалось сделать электрокардиограмму взрослому синему киту в естественной среде обитания — без предварительного вылова и использования инвазивных методов. Для этого они с помощью присоски прикрепили к телу животного электроды, а затем проследили за тем, как меняется его сердечный ритм во время спуска на глубину и подъема с нее. Во время погружения сердечный ритм синего кита падает до четырех ударов в минуту, а на поверхности может доходить до 35, что соответствует сильной брадикардии и тахикардии, пишут ученые в Proceedings of the National Academy of Sciences.
Исследование физиологических показателей крупных китообразных осложнено, с одной стороны, их местом обитания, а с другой — большим весом: из-за этого зачастую приходится использовать косвенные методы. Например, недавно биологам удалось взвесить гладких китов с помощью снимков, сделанных с дрона: оценив площадь их тела, ученые затем воспользовались данными о тканях и органах животного, а затем пересчитали объем синего кита в его массу.
Тем не менее, точные показатели физиологии животных, сделанные с помощью объективных измерений, для ученых представляют бóльшую важность. Морским биологам под руководством Джереми Голдбогена (Jeremy Goldbogen) из Стэнфордского университета удалось сделать первую электрокардиограмму синего кита с помощью электродов на присосках — их прикрепили к взрослому самцу кита (по оценкам исследователей, возраст животного — около 15 лет), обитающего в заливе Монтерей в Калифорнии. Всего записи сердечного ритма животного делали в течение 8,5 часа: за этот период удалось отследить все этапы погружения кита в глубину и возвращения его на поверхность.
Оказалось, что сердечный ритм синего кита значительно меняется во время всех этапов погружения и дальнейшего возвращения на поверхность: на глубине сердце кита бьется со скоростью от 4 до 8 ударов в минуту, в то время как на поверхности — от 25 до 37 ударов в минуту. Заплывы кита на глубину и дальнейшее возвращение сопровождаются довольно резкой сменой сердечного ритма, что соответствует брадикардии и тахикардии.
Интересно, что брадикардия сопровождала и питание кита на глубине — что, по мнению ученых, удивительно, с учетом необходимого для получения пищи обмена веществ, но вполне объяснимо тем, что на трапезу кит не тратит много времени. Сильное увеличение сердечного ритма на поверхности, в свою очередь, необходимо для забора воздуха. Тем не менее, уточняют авторы, подобные изменения сердечного ритма накладывают на китов сильные физиологические ограничения — это, в свою очередь, объясняет то, что максимальный размер морских млекопитающих (впрочем, как и сухопутных) сильно ограничен: это в прошлом году уже уточняли другие исследователи.
Несмотря на большой размер и некоторые сложности в изучении китов, биологам удается даже наблюдать за их поведением и привычками: например, тем, как они выстраивают маршруты миграций по памяти, и тем, как они демонстрируют предпочтение левого или правого плавника при передвижениях на разной глубине.
Елизавета Ивтушок
Это показало агентное моделирование
Биологи из Великобритании, Германии и Индонезии обнаружили, что рацион молодых орангутанов расширяется до взрослого уровня благодаря социальному обучению. Агентная модель, куда исследователи загрузили данные наблюдений за двенадцать лет, показала, что без пристального наблюдения за тем, как едят сородичи, рацион орангутанов к девяти годам оказывается меньше на пять процентов. И очень вероятно, что в эти пять процентов входит наиболее питательная пища, которую трудно добывать. Работа опубликована в Nature Human Behaviour.