Небольшая задержка движений улучшила восприятие робота людьми

Когда робот протягивает человеку предмет или, наоборот, берет его, люди предпочитают, чтобы робот действовал с небольшой задержкой, а сами движения были медленными или умеренными по скорости, выяснили исследователи из Disney Research. При этом как большая, так и меньшая задержка снижает теплые чувства по отношению к роботу, рассказывают авторы статьи, представленной на конференции IROS 2019.

Значительная часть инженеров-робототехников занимается не собственно созданием роботов, а исследованием взаимодействия между людьми и роботами. Они изучают то, как люди воспринимают различные аспекты поведения роботов, и разрабатывают методы, повышающие уровень доверия к машинам и их привлекательность для людей.

К примеру, широко известен феномен «зловещей долины». Он заключается в том, что похожие на человека роботы, имеющие небольшие отклонения от внешнего вида или поведения людей, вызывают гораздо большую неприязнь и страх, чем менее человекоподобные роботы. Благодаря исследованию подобных аспектов человеческого восприятия, инженеры смогут создавать роботов, способных сосуществовать с людьми и помогать им, не вызывая негативных эмоций.

В своей работе исследователи из Disney Research под руководством Гюнтера Нимайера (Günter Niemeyer) изучали то, какими должны быть движения робота, когда он обменивается предметом с человеком. Обычно после того, как нам протягивают какой-то предмет, мы начинаем протягивать руку к нему не мгновенно, а с небольшой задержкой. Роботы технически способны действовать без этой задержки, но исследователи решили выяснить, стоит ли так делать разработчикам.

Они использовали стенд, выглядящий, как человекоподобное туловище с рукой, снабженное сверху головой медведя (по-видимому, таким образом исследователи пытались немного отдалить образ робота от человека, чтобы избежать проявления эффекта «зловещей долины» из-за человеческого лица). На самом деле под одеждой у робота скрывается серийный роботизированный манипулятор KUKA. Робот мог поднимать и опускать руку, а также хватать или отпускать предметы с помощью пальцев. В качестве модельного предмета авторы использовали кольцо с датчиками для внешней системы отслеживания, с помощью которой робот узнавал, что пользователь протянул ему кольцо.

Во время экспериментов робот и доброволец (всего их было 18) передавали друг другу кольцо, а после этого человек оценивал теплоту отношения к роботу, его умение выполнять свою задачу, а также дискомфорт от взаимодействия, при разных режимах работы робота. Авторы создали девять режимов, меняя скорость движения руки робота (быстро, умеренно или медленно) и задержку перед началом движения (без задержки, небольшая и большая задержка).

Результаты эксперимента показали, что небольшая задержка обеспечивает наиболее теплое отношение к роботу, а также наименьший дискомфорт. Что касается скорости, исследователи обнаружили, что людям не нравятся быстрые движения руки робота, но между умеренной и медленной скоростью они не нашли значительных различий. Авторы отмечают, что дискомфорт от высокой скорости может быть связан с массой, размером или внешним видом руки, поэтому эти параметры необходимо исследовать в будущих работах.

В прошлом году другие инженеры выяснили, какие объятия с роботом нравятся людям. Оказалось, что люди предпочитают объятья мягкого робота, который отпускает их сразу же после того, как они отпустили его. Кроме того, после экспериментов люди стали оценивать эмоциональные характеристики робота гораздо выше.

Григорий Копиев

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Мягкую робогусеницу отправят на поиски неисправностей внутри авиационных двигателей

При этом не потребуется демонтаж и разборка

Инженеры GE Aerospace Research разработали мягкого робота Sensiworm для обследования технического состояния авиационных двигателей. Робот способен ползать подобно гусенице по вертикальным поверхностям и даже потолку, передавая оператору видеоизображение в реальном времени. С помощью Sensiworm технические специалисты смогут оценивать текущее состояние авиамоторов без необходимости их демонтажа с самолета, сообщает New Atlas. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Современные турбовентиляторные двигатели требуют регулярного обслуживания. Они состоят из огромного количества деталей, тщательно изучить состояние которых без снятия двигателя с самолета даже с помощью эндоскпов (бороскопов) порой невозможно. При этом демонтаж мотора и его последующая разборка занимают много времени, в течение которого самолет простаивает на земле. Поэтому инженеры давно работают над альтернативными способами обследования авиадвигателей изнутри без их демонтажа. Одна из таких разработок принадлежит инженерам исследовательского отдела компании General Electric GE Aerospace Research, которые совместно с сотрудниками Университета Бингемтона разработали мягкого робота Sensiworm (Soft ElectroNics Skin-Innervated Robotic Worm) для обследования технического состояния авиационных двигателей изнутри. Вытянутый корпус Sensiworm состоит из мягкого полимерного материала, который способен растягиваться и сокращаться с помощью источника давления. Способ передвижения Sensiworm напоминает движения гусеницы пяденицы. Робот может передвигаться не только по горизонтальным и вертикальным поверхностям, но также и по потолку. Для этого он использует две присоски, расположенные в передней и задней части корпуса. Таким образом Sensiworm может добраться до труднодоступных мест внутри двигателя, включая лопатки компрессоров и турбин. https://www.youtube.com/watch?v=_Mks06p0KVo Внутри автономной версии Sensiworm, помимо собственных источников питания, давления и бортового компьютера, находится камера с источником света, а также другие сенсоры, необходимые сервисным специалистам. Робот может автоматически обнаруживать и обходить препятствия (технических деталей того, как это происходит, разработчики пока не сообщают). По словам создателей Sensiworm, робот должен выполнять роль дополнительных глаз и ушей, исследуя внутренности авиадвигателей на предмет неисправностей, коррозии и повреждения теплоизоляционного покрытия. Разработчики считают, что в будущем он сможет не только передавать изображение интересующих участков в реальном времени, выполняя роль продвинутого варианта бороскопа, но и сможет производить мелкий ремонт. Внутренней инспекции требуют не только такие сложные устройства как авиадвигатели, но даже трубопроводы. Китайские инженеры разработали миниатюрного робота для инспекции внутреннего состояния трубопроводов диаметром меньше сантиметра. Робот состоит из цилиндрических модулей, приводимых в движение актуаторами на основе диэлектрических эластомеров.