Немецкие инженеры научили робота обниматься и выяснили, какие именно объятия больше всего нравятся людям. Оказалось, что люди предпочитают крепко обниматься с мягким роботом, который отпускает их сразу же после того, как это сделали они сами. Кроме того, после объятий люди значительно выше оценили ключевые эмоциональные характеристики робота, такие как доверие и понимание, по сравнению с изначальным ожиданием, рассказывает IEEE Spectrum. Работа была представлена на конференции HRI 2018.
Люди зачастую воспринимают роботов не как обычный инструмент, а скорее как одушевленное существо. Из-за этого одна из главных задач робототехники заключается в придании им человеческих черт для имитации социального взаимодействия между людьми. В этой области есть два основных направления: создание аппаратных средств взаимодействия, например, шипов и мурашек для выражения эмоций, и изучение реакции людей на поведение и внешность роботов, к примеру, отношение людей к ошибкам роботов и их лицам.
Алексис Блок (Alexis Block) и Катерина Кюхенбекер (Katherine Kuchenbecker) из Института интеллектуальных систем общества Макса Планка в своей работе совместили оба этих аспекта. Они научили робота обниматься и изучили, как строение робота и его поведение влияет на эмоции людей. За основу они взяли двурукого робота Willow Garage PR 2, которого часто используют в подобных исследовательских проектах (например, недавно его научили одевать людей).
Исследование проводилось на 30 добровольцах, каждый из которых 12 раз обнимался с роботом. Во время первых трех сеансов исследователи меняли конфигурацию робота, добавляя ему мягкие элементы из пены и ткани, а также подогрев. В последующие разы авторы меняли поведение робота: силу прижатия человека и время, через которое он разводит руки обратно (сразу после объятия, одновременно с человеком или через несколько секунд после этого).
Исследователи сравнили восприятие робота людьми до и после эксперимента. Выяснилось, что после объятий добровольцы оценили все эмоциональные характеристики, такие как доверие к роботу и одобрение его присутствия, выше, чем до этого. Кроме того, участникам больше понравилось, когда робот был мягким, а наличие или отсутствие подогрева несильно повлияла на восприятие. Также авторы выяснили, что людям немного больше нравятся более крепкие объятия и объятия, при которых робот отпускает человека одновременно с ним или позже.
В прошлом году представили робота, который смотрит ролики с людьми, пожимающими руки или дающими пять, а затем учится делать то же самое. Исследование на добровольцах показало, что движения обученного таким образом робота были естественнее, чем у робота с запрограммированными вручную движениями.
Григорий Копиев
Он плавает со скоростью 2 метра в секунду, а скорость на суше составляет 0,5 метра в секунду
Инженеры разработали беспилотник-амфибию, который может летать, плавать по поверхности воды и ездить по земле. Дрон построен по трикоптерной схеме с тремя соосными парами пропеллеров. Для движения по земле используются три всенаправленных колеса, а для плавания — два водяных винта. Чтобы дрон не утонул, на раме закреплена пенопластовая пластина. Амфибию можно использовать, например, для отбора проб и образцов в разных средах. Доклад, описывающий конструкцию, был представлен в рамках конференции International Conference on Unmanned Aircraft Systems 2023. Вместо нескольких разных роботов для выполнения задач в разных средах иногда проще использовать один универсальный аппарат. Например, для обследования состояния надводных и подводных частей мостов инженеры создали октокоптер, который может летать и плавать, используя для этого одни и те же винты. Также существуют проекты, в которых дроны получают возможность передвигаться по земле с помощью колес или ног. Благодаря этому удается значительно сократить расход энергии, которая очень быстро расходуется во время полета. Инженеры под руководством Димитриса Чайкалиса (Dimitris Chaikalis) из Университета Нью-Йорка совместили в одном дроне возможности передвижения в воздухе, по воде и по земле. Разработанный ими дрон построен по схеме трикоптера. На концах каждого из трех плечей находятся по два соосных трехлопастных пропеллера. Помимо шести воздушных винтов дрон оснащен также двумя водяными. Движение по земле во всех направлениях обеспечивается за счет трех всенаправленных колес. Так как устройство не предназначено для погружения на глубину, для сохранения положительной плавучести в центральной его части расположена пластина из пенопласта. При этом часть рамы дрона с колесами и водяными винтами находится под поплавком и остается погруженной в воду. Для защиты электронных компонентов от воды они помещены в пластиковый герметичный корпус. Управление одиннадцатью актуаторами дрона происходит с помощью двух отдельных полетных контроллеров PixHawk, один из которых отвечает за полет, а второй за езду и плавание. В роли бортового компьютера высокого уровня, отвечающего за навигацию и планирование маршрута, выступает Intel NUC. Заряда аккумулятора емкостью 12 ампер-час хватает на 18 минут полета, максимальная масса которого не превышает десяти килограмм. В испытаниях дрон взлетал с поверхности воды, после нескольких минут полета приземлялся и продолжал движение на колесах. Скорость передвижения по суше составила 0,5 метра в секунду, а по воде — около 2 метров в секунду. Разработчики отмечают и минусы конструкции: пенопласт впитывает воду, его масса увеличивается на 20 процентов в течение 30 минут, проведенных в воде. При этом обратный процесс происходит медленнее — на воздухе потеря 20 процентов дополнительного веса происходит за 100 минут. Этот эффект в будущем будет учтен в системе управления дроном. Другой способ справиться с впитыванием влаги — водоотталкивающее покрытие, однако оно также увеличивает общий вес конструкции. У этого беспилотника, как и у большинства других гибридных дронов, части конструкции, которые используются для передвижения по земле, никак не используются в остальных режимах. Ранее мы писали про дрон-трансформер Morphobot M4, разработчики которого пошли другим путем. Беспилотник может ездить по поверхности как четырехколесный ровер, а в нужный момент трансформируется в полноценный квадрокоптер. При этом обода его колес превращаются в защитные бампера воздушных винтов, расположенных на колесных осях.