Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать)

Палками и камнями

Угадайте, какие инструменты и в каких ситуациях используют животные

Долгое время умение пользоваться орудиями труда считалось безусловной прерогативой человека. Но современные этологи — ученые, изучающие поведение животных, опровергли это утверждение. Этологи показали, что и животные вполне способны манипулировать окружающими предметами с практической целью. Буквально недавно ученые обнаружили, например, что висайские бородавчатые свиньи роют ямки для гнезда с помощью палок или кусков коры. Мы решили вспомнить и других животных, которые добывают еду, защищаются или развлекаются с помощью подручных (или скорее подлапных) средств. Проверьте, насколько хорошо вы их знаете.

1. Все человекообразные обезьяны (гориллы, шимпанзе и орангутаны) время от времени используют инструменты — камни, палки или соломинки. Чаще всего, чтобы достать что-то съедобное, но и по другим поводам тоже, и иногда весьма оригинальным. Ниже перечислены несколько реальных случаев, произошедших с обезьянами, которых содержали в неволе. Правда, один из этих случаев мы выдумали — на самом деле животные так себя не ведут. О каком случае идет речь?
2. Некоторые животные используют орудия сами и передают свои навыки потомкам. Ученые находили места, свидетельствовавшие о применении орудий одним и тем же видом животных на протяжении сотен и даже тысяч лет. Правда, такое происходит довольно редко, и пока известны единичные случаи подобного поведения. Ниже перечислены четыре случая, но три из них мы выдумали, а реальный — только один. Какой?
3. Некоторые хищные и всеядные животные ловят добычу на приманку. Ниже перечислены несколько таких случаев. Какой из них выдуман (на самом деле этот вид так не охотится)?
4. Какие морские млекопитающие пользуются подручными средствами, чтобы добыть еду?
5. Медицинской страховки у живущих в дикой природе животных не бывает, и к ветеринарам они тоже попадают не часто. Поэтому в случае недомогания им приходится выкручиваться самим. И у некоторых это неплохо получается. Например, животные едят природные сорбенты: попугаи макао — глину, а обезьяны гверецы — древесный уголь. Кто-то, особенно виды, живущие рядом с людьми, чтобы вылечиться, прибегают к искусственно изготовленным орудиям. Какой из перечисленных ниже случаев реальный?
6. Одни из самых умных представителей семейства врановых, новокаледонские вóроны, умеют не только пользоваться инструментами, чтобы достать еду, но и делать как простые орудия, так и более сложные, из деталей. А чего новокаледонские вóроны все же не умеют?
7. Умело обращаются с инструментами не только врановые, но и некоторые другие птицы. Какие?
8. Орудиями пользуются не только млекопитающие, птицы и рептилии, но и рыбы. Кто из них и какими?
9. От позвоночных не отстают и беспозвоночные. Например, некоторые крабы и морские ежи носят камуфляж из камешков, кусочков кораллов или водорослей. И, конечно, одни из самых умных беспозвоночных, осьминоги, тоже пользуются орудиями. Как и какими?
10. Даже отдельные членистоногие не могут обойтись без инструментов. Кто это?