Компания Google представила облачный игровой сервис Stadia, позволяющий пользователям запускать игры в браузерах на движке Chromium. Особенность сервиса заключается в том, что все вычисления во время игры происходят на серверах компании, что позволяет запускать игры с современной графикой на любых устройствах. Пользователи из большинства стран Северной Америки и Европы получат доступ к платформе в 2019 году, заявили представители Google в трансляции, посвященной запуску.
Абсолютное большинство игровых платформ полагаются на внутренние мощности того устройства, на котором запущена игра. Это позволяет минимизировать задержки между действием игрока и откликом игры, а также не зависеть от качества подключения к интернету. Тем не менее, в последние несколько лет крупные технологические компании начали разработку сервисов, позволяющих запускать игры не на конечном устройстве, а на мощных серверах, и транслировать рассчитанные кадры на устройство пользователя.
Google представила свой проект в сфере облачной трансляции игр Project Stream осенью 2018 года. Теперь компания анонсировала полноценной игровой платформы Stadia, опирающейся на технологии Project Stream. Компания называет главным преимуществом платформы возможность запуска игр на практически любой платформе, поддерживающей браузеры на движке Chromium, а также технологию трансляции Google Cast. Кроме того, пользователь сможет перемещаться между устройствами. К примеру, он может запустить игру на смартфоне, а затем на телевизоре или компьютере. Через несколько секунд после этого игра запустится на новом устройстве, причем на том же месте, где пользователь остановился на предыдущем устройстве.
Google задействовала для платформы сервера, расположенные в более чем 200 странах и территориях, что должно обеспечить минимальные задержки во время трансляции кадров. В основе платформы лежит операционная система Linux, а также процессоры с архитектурой x86, разработанные специально для Stadia. Сервис основан на графическом API Vulcan, а также поддерживает популярные игровые движки Unreal Engine, Unity и Havoc. Компания заявляет, что мощность графических ускорителей, доступная одному игроку, будет составлять 10,7 терафлопс, что составляет больше, чем аналогичный параметр у PS4 Pro и Xbox One X вместе взятых. На момент запуска игры в Stadia будут транслироваться в разрешении до 4K с частотой до 60 кадров в секунду, а в будущем Google обещает улучшить параметры графики до разрешения 8K и 120 кадров в секунду.
Кроме того, компания отмечает, что сервис упростит разработку игр, поскольку они будут работать одинаково на любых устройствах. Также платформа позволит расширить возможности мультиплеерных игр, к примеру, за счет увеличения максимального количества игроков. Наконец, платформа будет интегрирована с YouTube для улучшенного просмотра трансляций в реальном времени. Кроме того, она будет интегрирована с голосовым помощником Google Assistant, который, к примеру, сможет воспроизводить подсказки по прохождению с YouTube по просьбе пользователя.
Помимо самой платформы Google представила контроллер, но отметила, что будет поддерживать сторонние контроллеры, клавиатуры и мышки. Компания сформировала собственную игровую студию, но будет делать упор на сторонних авторов игр.
В октябре 2018 года похожий облачный сервис xCloud представила компания Microsoft. Сервис так же будет позволять запускать игры на разных платформах. Предполагается, что его полноценный запуск произойдет в 2019 году.
Григорий Копиев
Она обучалась на библейских текстах
Компания Meta* выпустила языковую модель, которая понимает устную речь. Она распознает более 4000 языков и может разговаривать на 1107 из них. Meta считает, что модель поможет сохранить языковое разнообразие в мире. Статья опубликована на сайте компании, код модели доступен на гитхабе. Обычно модели распознавания речи обучаются на больших объемах данных: им требуются тысячи часов аудиозаписей. При этом каждой записи должен соответствовать текст, чтобы модель научилась сопоставлять звучащую и письменную речь. Такие большие датасеты можно собрать только для популярных языков, на которых говорит много людей. Всего в мире существует около 7000 языков, но современные системы распознавания речи поддерживают не более 200 из них. Команда инженеров из компании Meta под руководством Майкла Аули (Michael Auli) обучила большую модель для распознавания речи Massively Multilingual Speech (MMS), которая может общаться на 1107 языках и распознавать 4017. Нейросеть обучалась на религиозных записях. Исследователи собрали два датасета: один с аудиозаписями и соответствующими текстами и второй только с аудиозаписями. Первый датасет состоит из 55 тысяч аудиозаписей, на которых люди зачитывают вслух тексты из Нового Завета. Всего в Новом Завете 27 книг и 260 глав. Данные собирали из трех источников: Faith Comes By Hearing, GoTo.Bible и YouVersion. Во второй датасет попали 7,7 тысяч часов аудиозаписей с сайта Global Recordings Network: это религиозные песни, записи отрывков из Библии и других религиозных текстов. Для обучения использовали нейросеть архитектуры wav2vec 2.0. Сначала ее предобучили, чтобы она могла превращать аудиозаписи в векторные представления. Дело в том, что нейросети работают не с сырыми записями, а с векторами — наборами чисел. Поэтому нужен механизм для превращения аудиозаписей в вектора из чисел, причем похожие аудиозаписи должны быть представлены геометрически близкими векторами. Для получения векторных представлений можно использовать любые аудиозаписи, главное чтобы их было много. Поэтому ученые объединили второй религиозный датасет с другими большими аудиодатасетами, в том числе Multilingual Librispech, CommonVoice, VoxLingua-107, BABEL и VoxPopuli. Всего в выборку попала 491 тысяча часов аудиозаписей без текстов. После предобучения получилась готовая модель MMS. Затем авторы натренировали MMS превращать речь в текст, дообучив ее на первом религиозном датасете с аудиозаписями и текстами. В разных частях света распространены разные типы языков, поэтому авторы определили точность модели для языков с разных континентов. Она научилась распознавать речь на 1107 языках со средней точностью по континенту 97 процентов. Авторы также проверили качество распознавания речи на нерелигиозных аудиозаписях. MMS сравнили с лучшими моделями для распознавания речи Whisper от OpenAI и USM от Google на датасете FLEURS. MMS ошибалась в два раза меньше, чем Whisper и на 6 процентов меньше, чем USM. В задаче определения языка MMS оценивали на датасетах FLEURS, VoxLingua-107, BABEL и VoxPopuli, в которые входит до 107 языков. К предобученной модели приделали простой линейный слой-классификатор, который натренировали определять язык на аудиозаписи. Модель показала такое же качество, как и конкурентные модели. При увеличении числа распознаваемых языков до 4000 с помощью дообучения на религиозных датасетах, качество модели падает совсем немного, с 94 до 93 и с 84 до 80 процентов на разных датасетах. Также авторы оценили, насколько хорошо MMS генерирует речь на 1107 языках, которые она умеет превращать в текст. Для этого модель обучили на архитектуре VITS — на момент создания MMS эта нейросеть показывала лучшие результаты по генерации звучащей речи на трех языках: английском, португальском и французском. Авторы масштабировали ее до 1107 языков, но в отличие от других задач, обучали нейросеть для каждого языка по отдельности. Качество модели оценили на языках по континентам. Средняя точность генерации речи по континенту составила 98 процентов. Лучше всего модель говорит на европейских и южноамериканских языках, хуже всего — на африканских. Наконец, ученые проверили, не повлиял ли характер религиозных датасетов на качество модели. Для этого нейросеть обучили отдельно на религиозных текстах и на повседневной речи из датасета FLEURS. Затем каждая модель должна была преобразовать звучащую повседневную речь из датасета FLEURS в текст. Хотя в обучающей выборке MMS было много религиозных терминов, в текстах она использовала их ненамного (менее чем на процент) чаще, чем модель, обучения на нерелигиозном датасете. На графике показана частота религиозных терминов в обучающей выборке и при превращении речи в текст. Разница между двумя моделями почти не заметна, хотя и немного отличается для некоторых языков. Качество модели оценивали в трех экспериментах, но задач по пониманию и генерации звучащей речи существует гораздо больше. В работе не указано, насколько хорошо большая мультиязычная модель проявила бы себя в более сложных задачах, таких как перевод, определение темы высказывания или поиск ключевых слов. Хотя MMS работает с большим числом языков, чем конкурентные модели, она пока не понимает все 7000 языков мира. Ученые планируют добавить в модель более редкие языки с малым количеством носителей. Они считают, что это может помочь спасти исчезающие языки от вымирания. Кроме того, в данных недостаточно представлены диалекты разных языков. В даркнете тоже говорят на своем языке, вернее на сленге. Обычные языковые модели плохо его понимают. Южнокорейские ученые обучили нейросеть DarkBERT читать тексты из даркнета и выполнять по ним задачи, связанные с кибербезопасностью. *Деятельность компании Meta запрещена в России.