Муравьи-камиллы обзавелись самыми быстрыми челюстями на планете

Муравьи Mystrium camillae могут совершать самые быстрые движения в животном мире, говорится в Royal Society Open Science. Они способны щелкать жвалами со скоростью более 90 метров в секунду или 320 километров в час, что существенно быстрее, чем предыдущие рекордсмены, муравьи-одонтомахусы, челюсти которых напоминают капканы. Муравьи вида Odontomachus bauri, например, могут щелкнуть челюстями со скоростью свыше 200 километров в час.

Mystrium camillae обитают в Юго-Восточной Азии и Австралии. Они живут под землей или в стволах деревьев, и редко появляются на поверхности. Предположительно, M.camillae охотятся на членистоногих и кормят ими личинок в колонии. Эти муравьи выработали необычное поведение для защиты и нападения. У них широкая голова и длинные зазубренные жвалы (верхние челюсти), которые они могут очень быстро защелкивать и наносить удары противнику за 0,5 миллисекунды.

Американские биологи и энтомологи под руководством Эндрю Суареса (Andrew Suarez) из университета Иллинойса выяснили, что

M.camillae

щелкают жвалами со скоростью 90 метров в секунду (более 320 километров в час). Это самое быстрое движение в животном мире, зафиксированное до сих пор. Исследователи сделали компьютерную томографию верхних челюстей

M.camillae

и выяснили, что по сравнению со жвалами у других видов муравьев, они более плоские и способны действовать как пружина, обеспечивая мощный щелчок. «...вместо использования трех разных органов, действующих как пружина, защелка и рычаг, [

] «объединили» их в жвалах», —

один из авторов исследования Адриан Смит из Государственного университета Северной Каролины.

В отличие от муравьев-одонтомахусов, «сражающихся зубами», которые способны захлопывать открытые челюсти, M.camillae прижимают кончики челюстей друг к другу и щелкают ими наподобие того, как люди щелкают пальцами. «Вероятно, муравьи с помощью этого движения оглушают других членистоногих, разбивают их о стенки туннеля или отталкивают их. Затем они несут добычу в гнездо и скармливают личинкам», — говорит Суарес.

Недавно один из авторов исследования, Адриан Смит, обнаружил другую необычную стратегию охоты, на этот раз у муравьев-формиков. Они опрыскивают врагов муравьиной кислотой, дезоринтируя их, а потом уносят с «поля боя», расчленяют их и постепенно высасывают из них соки. А быстрое сощелкивание мандибул может использоваться не только для нападения, но и для защиты от хищника — муравьи рода Odontomachus могут с их помощью катапультироваться в опасной ситуации.

Нейроинтерфейсы научились переводить сигналы мозга в текст в четыре раза быстрее