Google обвинили в персонализации поисковой выдачи даже в режиме инкогнито

Поисковая система Google персонализирует результаты поисковых запросов, даже если пользователь вышел из аккаунта Google и использует приватный режим браузера (режим инкогнито), показало исследование, проведенное другим поисковым сервисом DuckDuckGo. Значительные различия для одних и тех же запросов, введенных разными людьми, также коснулись поля новостей в выдаче. Исходные данные исследования, а также код для их анализа опубликованы на GitHub.

Многие современные интернет-сервисы собирают большое количество информации о своих пользователях, и используют ее разными способами. Главный из них — персонализация сервиса для адаптация под интересы конкретного человека. Самое заметное проявление такого подхода — таргетированная реклама, показывающая товары и услуги, которые, по мнению алгоритмов, наиболее близки к интересам пользователя. Однако у персонализации есть еще один аспект, который уже не так заметен, и поэтому вызывает опасения исследователей. Поисковые сервисы, социальные сети, и другие сайты, зачастую персонализируют и основную информацию, такую как результаты поиска или записи пользователей.

Такой подход вызывает опасения некоторых специалистов из-за возможности образования «пузыря фильтров». Под этим термином подразумевается ситуация, при которой сервис постепенно начинает выдавать пользователю все больше информации, соответствующей его интересам и убеждениям, и все меньше информации, содержащей другую точку зрения на одни и те же события. В результате, в некоторых случаях картина мира, воспринимаемая человеком через интернет, может сильно отличаться от реальности, причем для каждого эта картина будет своей.

Одно из очевидных решений этой проблемы — поиск информации через приватный режим, не содержащий данных о посещении других страниц в интернете. Новое исследование показало, что в случае с поиском через Google этот метод не так эффективен, как считалось ранее. Стоит отметить, что исследование проведено компанией DuckDuckGo, основной бизнес которой связан с одноименным поисковым сервисом. Кроме того, методология исследования содержит в себе спорные моменты. К примеру, компания отобрала всего 87 добровольцев, прямо сказав в твиттере о наборе людей для исследования «пузыря фильтров» в Google:

Hi all! We're looking for volunteers on Sunday pm to help examine the extent of Google's filter bubble, i.e. how much results are tailored. If you'd like to help and are:
* In the US
* Able to take screenshots
* Happy to answer questions
please email "hi" to [email protected]

Добровольцев попросили ввести в поисковую строку Google три запроса по остросоциальным темам: контроль оборота оружия (gun control), иммиграция (immigration) и вакцинации (vaccinations). Сначала участники вводили эти запросы в приватном режиме браузера и будучи не авторизованными в Google, а затем в обычном режиме.

В результате исследователи получили не идентичные результаты для всех участников, а 62 разных набора ссылок (с учетом их порядка на странице). Авторы исключили возможность влияния времени поиска тем, что все добровольцы проходили эксперимент одновременно. Кроме того, они проанализировали влияние местоположения. В поисковых запросах практически не было ссылок на локальные ресурсы, специфичные для конкретного города или штата. Поскольку на одной странице поисковика обычно отображается десять результатов, исследователи ожидали увидеть столько же доменов, однако среди всех участников доменов было около 20, что также показывает различие выдачи.

Вариация в выдаче коснулась и полей с новостями и видео. К примеру, по запросу об иммиграции люди увидели разные варианты новостей, причем самый популярный набор новостей по теме увидели только 46 процентов добровольцев. Кроме того, исследователи сравнили уровень вариативности результатов в приватном и обычных режимах, и выяснили, что он слабо различается. Исходные данные исследования и код для их анализа опубликованы на GitHub.

В 2017 году группа американских исследователей показала, что рекламные сети в интернете могут быть использованы для отслеживания конкретных людей, причем не только владельцем сети, но и сторонними людьми и организациями. В рамках эксперимента они создали множество объявлений, таргетированных на конкретный идентификатор пользователя и на определенные местоположения. В результате им удалось составить карту перемещений конкретного человека по городу.

Григорий Копиев

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Яндекс встроил в Алису нейросеть YandexGPT

Она поможет написать письмо, план тренировки или сочинит историю