Каменные орудия рассказали о двух волнах миграции в Америку

Исследователи предположили, что палеоиндейцы могли заселять Северную Америку дважды, около 15,5 и 14 тысяч лет назад. К такому выводу они пришли после изучения каменных наконечников копий, которые были найдены в Техасе, говорится в Science Advances. Согласно другому сценарию, представители культуры Кловис разработали технологию изготовления орудий из более древней технологии, которую принесли первые переселенцы, а потом она распространилась в центральной и восточной частях континента.

Довольно долго исследователи считали, что люди появились в Северной Америке около 13,5 тысяч лет назад. По-видимому, они прошли территорию современной Канады по коридору между двумя ледниковыми щитами и расселились в центре и на юге континента. Древние люди разработали технологию производства каменных орудий, в том числе ланцетовидных наконечников копий, которую археологи назвали культурой Кловис. Однако в последнее десятилетие появились генетические доказательства того, что люди пришли в Америку примерно 15-16 тысяч лет назад. В пещерах Пейсли в американском штате Орегон были обнаружены, возможно, древнейшие следы пребывания людей в Северной Америке: копролиты и каменные орудия, которые датировали 14 тысячами лет назад. Найденные артефакты были не похожи на орудия культуры Кловис и сделаны по другой технологии, поэтому исследователи «выделили» их в отдельную группу Западной изначальной традиции (Western Stemmed Tradition). Эта культура, по-видимому, либо существовала раньше, либо одновременно с культурой Кловис. Однако, были ли связаны эти технологии, было непонятно.

Антропологи под руководством Майкла Уотерса (Michael Waters) из Техасского университета A&M исследуют палеолитическую стоянку в местечке Баттермилк Крик в центре Техаса с 2006 года. За это время исследователи нашли около 100 тысяч каменных орудий, сделанных 13,2-15,5 тысяч лет назад. Люди, по-видимому, облюбовали это место стоянки из-за подходящего климата, изобилия пищи и источников питьевой воды, но также, вероятно, сыграли роль запасы кремнистого сланца (шерта), из которого древние люди делали орудия.

В новом исследовании американские антропологи описали недавно найденные в Баттермилк Крик артефакты, в том числе каменные наконечники копий, сделанные в период 13,5-15,5 тысяч лет назад, по технологии Западной изначальной традиции. Там же ученые нашли каменный наконечник копья, который по технологии изготовления был очень похож на артефакты культуры Кловис. Он был сделан примерно 14 тысяч лет назад, гораздо раньше, чем другие артефакты, характерные для этой культуры.

По мнению авторов исследования, он мог быть предшественником каменных орудий культуры Кловис. Собственно, технология Кловис, возможно, появилась в Баттермилк Крик и отсюда быстро распространилась в центральной и западной части континента. Также ученые предлагают другой сценарий: две раздельные миграции. Палеоиндейцы, которые появились в Северной Америке раньше, возможно шли вдоль побережья, а часть пути плыли. Они изготавливали орудия по технологии Западной изначальной традиции. Вторая волна переселенцев уже шла по коридору между ледниковыми щитами; возможно эти люди разработали технологию, по которой изготавливали орудия культуры Кловис.

Ранее исследователи не смогли выбрать между двумя возможными путями заселения Америки — вдоль побережья и между ледниковыми щитами. Ученые проанализировали генетические и археологические данные, и пришли к выводу, что они не позволяют сделать однозначный вывод в пользу одной из гипотез.

Археологи раскопали могильник летописного народа мурома