Астрономы решили переименовать закон Хаббла

На XXX Генеральной ассамблее Международного астрономического союза было принято предварительное решение о переименовании закона Хаббла о скорости удаляющихся галактик. Исполнительный комитет союза принял во внимание заслуги в открытии закона бельгийского астронома Жоржа Лемэтра и официально постановил называть один из основополагающих принципов современной космологии законом Хаббла — Лемэтра. Окончательное решение будет оглашено после электронного голосования среди всех членов Международного астрономического союза.

Закон Хаббла был открыт в 20-х годах XX века — он оказался первым свидетельством расширения Вселенной и стал в результате основополагающим принципом для современной космологии. В классической форме этот закон говорит, что скорость удаления галактики (или другого астрономического объекта) от наблюдателя на Земле прямо пропорциональна расстоянию до нее. Коэффициент пропорциональности сейчас называют постоянной Хаббла и обозначают H. В данный момент уравнение обычно записывают в форме, которая включает красное допплеровское смещение, однако общий вид закона соответствует его начальной форме.

Сейчас считается, что впервые этот закон был сформулирован бельгийским астроном Жоржем Лемэтром в 1927 году, однако его работа была опубликована на французском языке в бельгийском журнале Annales de la Société Scientifique de Bruxelles, о котором мало знали за пределами страны, и широкой известности эта статья не получила. Два года спустя в Proceedings of the National Academy of Sciences свою работу представил Эдвин Хаббл, и именно его статья стала цитироваться, а сам закон, описывающий скорость удаления галактик, и входящая в него константа получили имя Хаббла. Только в 1931 году Лемэтр перевел свою статью на английский, но опубликовал ее в сильно сокращенном варианте, и его заслуги в открытии этого принципа остались не отмеченными.

Лишь сейчас — спустя 90 лет после публикаций Лемэтра и Хаббла — на XXX Генеральной ассамблее Международного астрономического союза было принято решение восстановить историческую справедливость в отношении этого закона. Астрономы приняли во внимание опубликованные Лемэтром результаты: связь красного смещения с расстоянием до галактики, подтверждение космологической модели Фридмана и оценку скорости расширения Вселенной. Кроме того, представители Международного астрономического союза отмечают, что на Третьей генеральной ассамблее Международного астрономического союза в 1928 году — после выхода статьи Лемэтра, но до публикации работы Хаббла — два ученых обсуждали вопрос важности и точности полученных данных, связывающих красное смещение и расстояние до наблюдаемых галактик, а также их связь с моделью развития Вселенной.

Приняв во внимание все эти факты, исполнительный комитет Международного астрономического союза официально рекомендовал закон о скорости расширения вселенной, который раньше носил имя Хаббла, теперь называть законом Хаббла — Лемэтра.

Стоит отметить, что на данный момент переименование закона было утверждено только выборочным голосованием на Генеральной ассамблее — «за» проголосовали 74 процента из 385 членов Международного астрономического союза, присутствовавших на ассамблее. Окончательное решение будет принято после электронного голосования среди всех членов союза. Результаты этого голосования будут оглашены 26 октября.

Из-за систематической недооценки расстояний до галактик, значение постоянной Хаббла в обеих работах — и Хаббла, и Лемэтра — было почти на порядок завышено. Впервые оценить эту величину достаточно точно удалось лишь 30 лет спустя. Однако до сих пор значение константы Хаббла постоянно уточняют. Согласно последним измерениям телескопов Gaia и «Хаббл», ее значение составляет 73,52 ± 1,62 километра в секунду на мегапарсек.

В изначальной версии заметки содержалась неточность: в ней не было указано, что для утверждения решения, принятого на Генеральной ассамблее, необходимо провести электронное голосование. Редакция приносит извинения читателям.

Выбросы плазмы связали с переключением уровней активности переходных миллисекундных пульсаров