Ожидаемый рост кислотности воды в Мировом океане приведет к тому, что у промысловых рыб ухудшится обоняние и способность реагировать на обонятельные сигналы, например, о присутствии хищников. К такому выводу пришли биологи из Великобритании и Португалии, результаты исследования опубликованы в журнале Nature Climate Change.
Кислотность океанической воды постепенно возрастает из-за того, что при растворении углекислого газа из воздуха в воде образуется слабая угольная кислота. Концентрация CO2 в атмосфере растет, в том числе из-за деятельности человека (в прошлом году ученые зафиксировали рекорд за последние 800 тысяч лет), и вслед за ней увеличивается и кислотность Мирового океана. По оценкам ученых, с середины XIX века концентрация CO2 в воде выросла на 43 процента, а к концу XXI века она будет превышать сегодняшний уровень в 2,5 раза. Повышенная кислотность воды влияет на жизнедеятельность и поведение живых существ: например, она мешает кораллам строить свои скелеты.
Группа Косимы Портеус (Cosima Porteus) из Эксетерского университета изучала, как поведет себя в более кислой воде сибас, или обыкновенный лаврак (Dicentrarchus labrax) — промысловая рыба из семейства мороновых. «Мы сравнили поведение молодых особей сибаса при уровнях CO2, типичных для сегодняшнего состояния океана, и прогнозируемых в конце столетия. В кислой воде рыбы меньше плавали и слабее реагировали на запах хищника. Эти особи также чаще замирали, что означает тревогу», — сказала Портеус, чьи слова приводит пресс-служба университета.
Для своего эксперимента ученые поместили рыб в воду с разными концентрациями углекислого газа и следили за их поведением в присутствии запаха хищника — в воду добавлялась желчь европейского морского черта (Lophius piscatorius). Рыбы в более кислой воде меньше двигались и слабее реагировали на «присутствие» хищника, причем этот эффект усиливался со временем пребывания в воде.
Кроме того, исследователи изучили активность периферических сенсорных нейронов обонятельной системы рыбы, которой давали различные химические сигналы в «обычной» и кислой воде. В качестве таких сигналов выступали аминокислоты, представлявшие в эксперименте пищу, и кишечные жидкости и желчь рыб разных видов, в том числе хищников. Для шести из десяти сигналов реакция ослабла почти наполовину, а для некоторых, например, для желчи рыб этого же вида, в четыре-пять раз выросла пороговая концентрация, при которой сибас реагировал на сигнал. Авторы исследования считают, что кислотность воды может влиять на то, как молекулы веществ связываются с обонятельными рецепторами в носу рыбы. Похожие эффекты до этого наблюдались у горбуши и европейского зеленого краба, отмечается в статье.
Наконец, Портеус и ее коллеги проверили, как кислотность воды влияет на экспрессию генов, связанных с обонянием, в эпителии носа и обонятельной луковице в мозге рыбы. Выяснилось, что в более кислой воде снижалась синаптическая пластичность (способность синапсов перестраиваться под воздействием тех или иных причин) обонятельной луковицы и возбудимость нейронов во всей обонятельной системе — это, по мнению ученых, свидетельствует о том, что в мозг рыбы поступало меньше информации о запахах. Кроме того, при повышенной кислотности воды подавлялась активность генов, участвующих в развитии обонятельной системы у молодняка.
«Наши результаты показывают, что CO2 напрямую влияет на нос рыбы, помимо его влияния на функционирование центральной нервной системы, на которое указывали предыдущие исследования. Пока не ясно, как быстро рыбы смогут преодолеть эти проблемы по мере роста концентрации углекислого газа в будущем. Необходимость справляться с двумя различными проблемами, а не с одной, может снизить их способность адаптироваться или увеличить время, необходимое на адаптацию», — заключил соавтор исследования Род Уилсон (Rod Wilson), которого цитирует пресс-служба.
Ольга Добровидова
При этом он разрушил полициклические ароматические углеводороды в волокнах
Под действием озона, концентрация которого в воздухе составляет 1000 частей на миллиард, никотин окисляется и улетучивается только с поверхности недавно загрязненных табачным дымом ковров. На никотин в глубине волокон и в старых загрязнениях он не действовал, потому что вступал в реакцию с волокнами ковра. Вместе с тем озонирование оказалось эффективным против токсичных полициклических ароматических углеводородов как в старых, так и в новых коврах. Такие выводы содержит статья, опубликованная в журнале Environmental Science & Technology. Ученые под руководством Сяо Чэнь Тана (Xiaochen Tang) из Калифорнийского университета в Беркли изучили, способно ли озонирование — стандартная процедура в химчистке — очистить ковры от загрязнения вторичным дымом. Для исследования они взяли старые ковры из домов в Сан-Диего, жители в которых курили дома в течение 6-25 лет, а также новые ковры. Новые ковры искусственно загрязняли дымом в камере, имитирующей комнату, а затем помещали в нее промышленный генератор озона. Оказалось, что озон разрушает большую часть из 24 полициклических ароматических углеводородов как во въевшихся, так и в новых загрязнениях. При этом никотин частично окислился озоном и улетучился только из верхних частей недавно загрязненных ковров. В первую очередь озон реагировал не с никотином, а с волокнами ковров, поэтому не добирался до никотина в глубине этих волокон, и даже приводил к дополнительному краткосрочному выбросу в воздух аэрозольных частиц и альдегидов.