Низкокалорийная диета нарушила целостность мозга лемуров. Но продлила им жизнь

Серые мышиные лемуры (Microcebus murinus), съедающие ежедневно на треть меньше еды, чем сородичи, могут прожить в полтора раза дольше, выяснили французские ученые, которые в течение нескольких лет изучали жизнь приматов в неволе. В статье, опубликованной в журнале Communications Biology, также сообщается, что переход на такую диету приводит к потере серого вещества головного мозга лемуров, при этом, однако, не нарушая когнитивных функций.

Сокращение калорийности рациона, не приводящее к общему истощению и дефициту отдельных питательных веществ, существенно продлевает жизнь различным организмам: например, мыши, переведенные на низкокалорийную диету, живут на 50 процентов дольше. Такой же паттерн наблюдается и среди приматов: в прошлом году ученые выяснили, что макаки-резусы, сидящие на строгой диете, также живут дольше своих менее избирательных в плане питания сородичей.

Ученые под руководством Фабиана Ожара (Fabienne Aujard) из Национального центра научных исследований Франции решили изучить влияние диеты на продолжительность жизни еще одного вида приматов — серых мышиных лемуров. В их исследовании приняли участие 34 особи, живущие в неволе: их средний возраст на начало эксперимента составлял 3,2 года. Первая, контрольная группа (15 лемуров) сидела на обычной диете, состоящей из 15 граммов питательной смеси и 6 граммов фруктов (примерно 105 килоджоулей, или 25 килокалорий в сутки). Для второй группы (19 лемуров) суточное потребление калорий было снижено на 30 процентов: энергетическая ценность их ежедневного питания составляла 71 килоджоуль, или 17 килокалорий в сутки.

Средняя продолжительность жизни живущих в неволе лемуров составляет 5,7 года для самцов; при этом максимальная продолжительность жизни — 12 лет. Результаты исследования показали, что лемуры из контрольной группы прожили в среднем 6,4 года, а лемуры из активной группы, в течение жизни сидящие на низкокалорийной диете, — 9,6 года.

Ученые также выяснили, что для лемуров из активной экспериментальной группы было характерно выражено нарушение целостности серого вещества головного мозга, связанное с возрастом: больше всего нарушений наблюдалось в гиппокампе. При этом среди двух групп лемуров не наблюдалось значимых различий (p = 0,95) в качестве моторных и когнитивных функций.

При этом целостность белого вещества была ниже у контрольной группы; у них также чаще наблюдались заболевания, связанные с возрастом: например, характерная для пожилых лемуров саркопения

Серые мышиные лемуры представляют собой хорошую модель для изучения человеческого старения: с возрастом у них наблюдаются изменения в моторных и сенсорных функциях, а также ослабление иммунной и эндокринной системы. Кроме того, старение также связано с появлением в мозге лемуров бета-амилоидных бляшек — одного из симптомов болезни Альцгеймера, которой чаще всего страдают пожилые люди. Изменения в организме лемуров, связанные с их пищевыми привычками, таким образом, могут указать на возможные последствия (как положительные, так и отрицательные), которые несет низкокалорийная диета и для людей.

Еще один фактор, влияющий на продолжительность жизни лемуров, — это стресс. Недавно немецкие ученые выяснили, что уровень стрессового гормона кортизола связан с ухудшением выживаемости этого вида. Любопытно, что уровень кортизола ученые смогли определить по шерсти животных.

Побелевшие от горя