Самки питонов оказались заботливыми матерями

Зоолог из Йоханнесбурга в течение нескольких лет изучал поведение южноафриканских питонов (Python natalensis) и выяснил, что самки этого вида, вопреки общепринятым представлениям о поведении рептилий, заботятся о своем новорожденном потомстве. В статье, опубликованной в Journal of Zoology, сообщается, что самки старались повысить температуру своего тела во время высиживания яиц, а также оставались рядом с детенышами в течение двух недель после вылупления.

Неядовитые змеи из семейства питонов откладывают наибольшее количество яиц среди рептилий. Кроме того, самки питонов гораздо крупнее и мощнее самцов, а во время высиживания яиц сворачиваются на кладке кольцами и греют будущее потомство за счет сокращения мышц. Тем не менее, считается, что питоны, как и другие рептилии, излишней заботы о своем потомстве не проявляют (в отличие от млекопитающих, в особенности приматов, и птиц) и ограничиваются откладыванием, высиживанием (в случае яйцекладущих рептилий) и добычей пропитания для детенышей во время первых нескольких дней жизни.

Зоолог Грэм Александр (Graham Alexander) из Витватерсрандского университета в Йоханнесбурге, считает, что представление о том, что рептилии не славятся заботой о потомстве, сложилось из-за нехватки наблюдений. Именно поэтому он в течение семи лет наблюдал за 37 южноафриканскими питонами: из них восемь самок высиживали свое потомство в брошенных гнездах трубкозубов. Зоолог не только следил за жизнью самок с помощью камер, но и измерял их температуру при помощи закрепленных на их телах термометрах. Кроме того, Александр также отслеживал вес самок до и после откладки яиц, а также вес самих детенышей (всего во время исследования их появилось 127) после вылупления.

Исследователь выяснил, что температура тела самок во время репродуктивного цикла (до откладки, а также во время высиживания) была примерно на пять градусов Цельсия выше, чем у нерепродуктивных самок. Самки достигали этого, греясь на солнце вне гнезда — что подтвердило и потемнение их кожи во время репродуктивного цикла. В течение двух недель после вылупления детенышей самки чередовали «прогулки» на поверхность с отдыхом в гнезде: в это время они лежали кольцами вокруг остатков скорлупы яиц, на которых отдыхало их потомство.

Репродуктивный процесс дается самкам нелегко: до момента оплодотворения самец очень долго преследует самку (Александр даже описывает случай, в ходе которого преследование длилось три месяца и растянулось на два километра), а сама она теряет до 40 процентов массы тела. Кроме того, питоны откладывают яйца лишь раз в два-три года. Несмотря на сложность процесса и необходимость в восстановлении после откладки и высиживания, самки, тем не менее, следят за жизнью своего потомства даже после его рождения, о чем, в первую очередь, и говорит изменение цвета их кожи под воздействием солнечного света.

О своем потомстве заботятся и пауки, причем самцы вида Manogea porracea делают это наравне с самкой: защищая кладку яиц и атакуя приближающихся к паутине хищников.

Вдох-выдох

Что мы знаем о легких и о том, как о них заботиться

Наша дыхательная система — эволюционный шедевр: один из самых эффективных способов доставить воздух в организм, извлечь из него кислород и отдать обратно. Она позволяет нам расти большими, чему очень завидуют насекомые. Она тонко регулируется, подстраиваясь под состояние организма, самостоятельно очищается и защищается от разных напастей. А еще она устроена так, чтобы даже самые забывчивые из нас никогда не забывали дышать. Словом, чудо из чудес — и стоило бы получше заботиться о таком подарке природы. Но мы живем в городах, вдыхаем то, чего не следовало бы, и вообще толком не знаем, как с этой системой правильно обращаться.