Ранние этапы формирования кокаиновой зависимости у мышей сопровождаются делением и уменьшением размера митохондрий в нейронах участков головного мозга, отвечающих за формирование мотивации и вознаграждения. Подавление этого процесса ослабляет тягу животных к кокаину. Как предполагают авторы работы, опубликованной в журнале Neuron, вещества, препятствующие делению митохондрий, можно рассматривать как потенциальные препараты для лечения наркозависимости.
Долгосрочное или даже однократное употребление кокаина вызывает изменения в энергоснабжении мозга, в частности вызывает окислительный стресс, нарушает метаболизм глюкозы и клеточное дыхание. Эти процессы напрямую связаны с митохондриями — органеллами, которые выполняют функцию «энергетических станций» клетки. В процессе жизнедеятельности клеток митохондрии меняют свою форму и размер путем слияния или деления — от этого зависит эффективность выполнения ими своих функций. В последнее время стало известно, что динамика митохондрий играет важную роль в процессах обучения, запоминания и при вызывающем положительное подкрепление поведении, в частности, физических упражнениях.
Так как наркозависимость напрямую связана с системой вознаграждения в мозге, исследователей заинтересовала, изменяется ли динамика митохондрий при развитии кокаиновой зависимости. За формирование мотивации, положительного (вознаграждение) и отрицательного (отвращение) подкрепления отвечает прилежащее ядро полосатого тела (nucleus accumbens) — группа нейронов в «древней» части мозга. Именно за митохондриями в нейронах прилежащего ядра мышей при повторяющемся приеме кокаина наблюдали исследователи из университета Мэриленда (США) под руководством Мэри Кей Лобо (Mary Kay Lobo).
В первом эксперименте ученые выяснили, что при абстиненции (при отмене наркотика) у зависимых от кокаина мышей митохондрии в нейронах прилежащего ядра активнее делятся. Самостоятельный прием наркотика мышами также вызвал дробление митохондрий и уменьшение их размера. Процесс деления митохондрий зависит от белка Drp1. Подавление активности этого белка путем введения мышам низкомолекулярного ингибитора Drp1 Mdivi-1 привело к тому, что «зависимое» поведение у мышей немного ослабло, например, они стали меньше времени проводить в клетке, где получали наркотик.
Временное выключение гена DRP1 привело к увеличению размера митохондрий в нейронах прилежащего ядра у зависимых мышей. Потреблять меньше кокаина в тесте на самостоятельное употребление наркотика животные не стали, но во время абстиненции стали интересоваться им в меньшей степени. Наоборот, введение более активной формы белка привело к тому, что зависимость у мышей усилилась — на тридцатый день после отмены наркотика мутантные мыши искали его гораздо активнее, чем контрольные.
Деление митохондрий ассоциировано с увеличением количества активных форм кислорода (АФК) в клетке. Исследователи предположили, что эффект Mdivi-1 может быть связан с тем, что это вещество подавляет выброс АФК и тем самым влияет на возбудимость нейронов в прилежащем ядре, таким образом модулируя зависимость.
Несмотря на то, что эксперименты проводились на мышах, этот механизм, вероятно, сохраняется и у человека, так как в мозге кокаин-зависимых людей исследователи ранее наблюдали увеличение экспрессии гена DRP1. Таким образом, ингибиторы этого белка можно рассматривать в качестве кандидатных препаратов для терапии зависимости.
Ранее мы рассказывали, что кокаин запускает в нейронах процесс автофагии (самопереваривания). Для лечения кокаиновой зависимости и передозировки ученые предлагают использовать фермент, который при введении в организм быстро расщепляет это вещество.
У нее были проблемы с ходьбой
В Будапештском зоопарке впервые применили терапию стволовыми клетками для лечения остеоартроза у нечеловеческого примата. Горилла Лизель в последнее время испытывала трудности при ходьбе — она не опиралась на левую ногу. Ветеринары и хирурги-ортопеды провели всестороннюю диагностику поражений суставов Лизель и ввели мезенхимальные стволовые клетки в тазобедренный и коленный суставы левой ноги. Новость об этом опубликована на сайте Шеффилдского университета. Мезенхимальные стволовые клетки, использованные для лечения Лизель, были выделены из кусочка жировой ткани молодой самки гориллы. Команда ученых очистила и культивировала эти клетки, чтобы получить суспензию из клеток, которую можно было хранить в глубокой заморозке до начала лечения. Сотрудники зоопарка наблюдают за состоянием Лизель и намерены в скором времени огласить результаты такого лечения.