Солнечный день снизил желание рисковать деньгами

DuckTales / Disney 1987

Высокий уровень естественного освещения снижает готовность людей к финансовым рискам. К такому выводу пришли ученые из университетов США и Австралии по результатам двухлетнего исследования, в ходе которого они наблюдали, как люди принимают финансовые решения при различном уровне естественного освещения. Статья опубликована в журнале PLOS One.

Сетчатка глаза млекопитающих воспринимает и различает интенсивность освещения при помощи фоточувствительных ганглионарных клеток — нейронов, содержащих светочувствительный белок меланопсин. Эти клетки передают сигнал об освещении по ретиногипоталамическому пути в гипоталамус, отвечающий за регуляцию циркадных (связанных с определением смены дня и ночи) ритмов, терморегуляцию, половое поведение и ощущение голода и жажды. 

Гипоталамус человеческого мозга также связывают с регуляцией высших функций, таких как эмоциональное состояние и память. Основываясь на этом, ученые проводят исследования о влиянии смены освещения на сложные когнитивные процессы, такие как эмоциональное регулирование и принятие решений, связанных с питанием. Влияние смены освещения на принятие индивидуальных финансовых решений, однако, мало изучено на сегодняшний день. 

Авторы новой работы изучили, как уровень естественного освещения влияет на процесс принятия решений, связанных с риском. В течение двух лет они собирали данные с трех сенсорных мониторов, расположенных на территории Музея Национальной академии наук в Вашингтоне. Посетителям предлагалось пройти небольшой опрос, в ходе которого им нужно было принять серию решений о том, хотят они получить пять долларов сразу же или готовы рискнуть и получить большее вознаграждение с определенной вероятностью. Каждый опрос состоял из сорока возможностей выбора виртуального вознаграждения. Условия выбора делились на два типа:

  • рискованный выбор (например, выбрать получение 5 долларов с вероятностью 100 процентов или 20 долларов с вероятностью 75 процентов);
  • неопределенный выбор (например, выбрать получение 5 долларов с вероятностью 100 процентов или 20 долларов с неопределенной вероятностью)

Всего для анализа были отобраны 2530 человек, прошедших опрос и сообщивших свои демографические данные (пол, возраст и финансовое положение). Данные об ответах людей затем были сопоставлены с информацией об уровне освещения в помещении в зависимости от времени года и времени суток. Авторы считали уровень освещения высоким, если он был выше, чем в среднем в предыдущие два дня, аналогично ученые определяли низкий уровень освещения.

Результаты исследования показали, что освещение влияет на готовность людей к риску. Например, при высоком уровне освещения участники опроса чаще (p < 0,005) отдавали предпочтение выбору пяти долларов сразу, чем выбору неопределенного (получение 20 долларов с неизвестной вероятностью) или рискованного (получение 20 долларов с вероятность 25 процентов) вознаграждения.

Полученные результаты, по мнению авторов исследования, подчеркивают важность использования имитации естественного освещения в помещениях, где обычно происходит процесс принятия финансовых решений: в магазинах и на финансовых биржах.

Ученые изучают и другие факторы, влияющие на принятие решений. Например, о влиянии недостатка сна на этот процесс вы можете прочитать в нашей заметке.

Елизавета Ивтушок

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.