Аэрокосмический центр Нидерландов в ближайшее время начнет использовать радиоуправляемые модели для подготовки операторов уменьшенных беспилотных версий перспективных пассажирских самолетов. Как пишет Aviation Week, радиоуправляемые модели и уменьшенные беспилотники позволят выработать приемы управления перспективными пассажирскими самолетами, выполненными по принципиально новым аэродинамическим схемам.
Многие авиастроительные компании и исследовательские центры занимаются разработкой электрических и гибридных пассажирских самолетов. В последних, в частности, за движение будут отвечать электромоторы, а питать их будут генераторы, приводимые газотурбинными установками. Считается, что такая схема позволит сделать экономичные самолеты. При этом использование электродвигателей позволит пересмотреть аэродинамические схемы летательных аппаратов, например, благодаря большей свободе в выборе мест их размещения.
Новые аэродинамические схемы потребуют и нового подхода к пилотированию самолетов. Для подготовки операторов голландский центр приобрел две радиоуправляемые модели: поршневую Super Mugin с размахом крыла 4,5 метра и массой 55 килограммов и реактивную JSM Xcalibur с размахом крыла 2,4 метра и массой 15 килограммов. Сперва операторы будут проходить начальную подготовку на модели Super Mugen с поршневым двигателем и толкающим воздушным винтом, а затем на Xcalibur с реактивным двигателем.
В 2018 году разработчики намерены доверить подготовленным операторам управление уменьшенной беспилотной моделью самолета Scalar. Это будет универсальный летательный аппарат массой 120 килограммов. Его длина составит 3,9 метра, а размах крыла — четыре метра. Аппарат будет оснащен двумя реактивными двигателями. Особенностью модели станет то, что она позволит отрабатывать различные аэродинамические схемы — на универсальный каркас можно будет устанавливать различные панели, меняя аэродинамическую конфигурацию Scalar.
Как ожидается, испытательные полеты Scalar будут проводиться с лета будущего года в голландском аэропорту Твенте.
В середине февраля текущего года Аэрокосмический центр Нидерландов и Делфтский технический университет занялись разработкой различных аэродинамических схем перспективных гибридных самолетов. По итогам разработки исследовательские организации проведут моделирование и определят схемы, лучше всего подходящие для гибридных самолетов с точки зрения аэродинамических характеристик, продолжительности полета и топливной эффективности.
Проект рассчитан на шесть лет. Финансирование работ ведется из общего фонда Евросоюза в рамках программы Clean Sky 2. В общей сложности на проект планируется потратить 5,18 миллиона евро. Проект разработки аэродинамических схем гибридных самолетов получил название NOVAIR. По итогам разработки планируется создать несколько моделей новых летательных аппаратов и провести их летные испытания. Первый полет модели нового гибридного самолета запланирован на 2021 год.
Василий Сычёв
Неисправность одного из винтов привела к поломке несущей конструкции пилона
Британский разработчик аэротакси Vertical Aerospace объявил о завершении предварительного расследования аварии прототипа VX4, которая произошла 9 августа на аэродроме Котсволд в Англии во время испытания, имитировавшего отказ одного из двигателей. Согласно опубликованной на сайте информации, причиной падения прототипа стала неисправность одного из воздушных винтов, спровоцировавшая поломку несущей конструкции пилона, на котором размещаются двигатели. Проект электрического аэротакси VX4 британской компании Vertical Aerospace был впервые представлен в 2020 году. Это конвертоплан с фюзеляжем длиной 11 метров, 15-метровым прямым крылом и V-образным хвостовым оперением. На крыле на четырех пилонах расположены восемь электромоторов с воздушными винтами. При этом четыре из них, расположенные перед передней кромкой крыла, имеют поворотный механизм и могут разворачиваться на 90 градусов при переходе от режима висения к горизонтальному полету. Другие четыре винта закреплены неподвижно на тех же пилонах, но позади крыла. Кабина VX4 рассчитана на перевозку четырех пассажиров и одного пилота. Первый полет летательного аппарата, проходивший в режиме висения на небольшой высоте со страховочными тросами, произошел в сентябре 2022 года. После серии аналогичных испытаний в июле 2023 года VX4 совершил первый свободный полет, в котором дистанционно-управляемый летательный аппарат разогнался до скорости 70 километров в час. Однако 9 августа на аэродроме Котсволд в Англии во время испытаний, в которых изучалось поведение аэротакси в случае отказа одного из двигателей, прототип совершил жесткую посадку и частично разрушился. . Компания начала расследование и 31 августа сообщила о первых результатах: причиной падения стала неисправность одного из передних воздушных винтов. Он отсоединился от крепления после запланированного отключения другого двигателя во время испытаний. Возникшие из-за этого несбалансированные нагрузки привели разрушению несущей конструкции моторного пилона. После чего воздушное судно перешло к устойчивому снижению, прежде чем получило повреждения при столкновении с землей. Компания сообщает, что уже переработала конструкцию проблемного пропеллера, и устранила существовавшую в его ранней модификации проблему. Новый пропеллер будет использоваться в следующей фазе испытаний. Также Vertical Aerospace отмечает, что ключевые показатели остальных электросистем, включая батареи, во время и после инцидента оставались в допустимых пределах, продемонстрировав свою надежность. Более подробная информация будет опубликована, когда Отдел расследования воздушных происшествий Великобритании завершит разбирательство. Теперь Vertical Aerospace будет ожидать завершения строительства второго и третьего прототипов, в конструкцию которых внесено множество улучшений. Ожидается, что они будут готовы уже в 2024 году. Поврежденный VX4 будет использоваться в дальнейшем только для наземных тестов. При этом авария не должна сказаться на запланированных сроках сертификации. Они остаются прежними — компания планирует пройти ее в 2026 году. Множество компаний, разрабатывающих прототипы аэротакси, уже находятся на завершающих стадиях испытаний. Например, недавно китайская компания EHang объявила об окончании всех сертификационных тестов своей модели полностью автоматического двухместного аэротакси EH216-S. В ближайшее время компания станет первой в мире получившей сертификат типа на воздушное судно такого класса.