Отставание девочек в математике объединило Россию и США

Международная команда ученых провела исследование, в ходе которого выяснила, что гендерный разрыв в успешности при решении математических задач может объясняться тем, что, решая сложные задачи, мальчики и девочки применяют разные стратегии. Результаты работы опубликованы в журнале Journal of Experimental Child Psychology (импакт фактор 2.549).

В исследовании социологов приняли участие чуть более 250 школьников из трех стран — России, США и Тайваня. Ученикам младших классов, средний возраст которых составил около 7 лет, были предложены два типа задач: на сложение однозначных (1+3) и двузначных чисел (11+14). В то время как дети решали задачи, исследователи наблюдали за тем, как именно они это делают (например, считают в слух).

Ученые обнаружили, что при решении задач с двузначными числами мальчики из России и США были успешнее девочек, однако подобного эффекта не наблюдалось в Тайване. Главное отличие состояло в том, что в российские и американские школьницы чаще использовали менее эффективные стратегии решения задач, такие как счет на пальцах, в то время как мальчики использовали метод «разложения» — разбиения задачи на более простые части. Тайваньские девочки пользовались разложением так же часто, как и мальчики.

Исследователи говорят о том, что гендерные различия могут быть связаны с социальным опытом детей, а также с врожденными гендерными отличиями в способностях к визуализации и пространственному восприятию. Кроме того, ученые отмечают, что результаты их исследования согласуются с другой работой, в которой ученые обнаружили, что гендерные отличия в способностях к математике среди азиатских студентов меньше, чем среди американских.

Сами авторы говорят о том, что их выводы основаны исключительно на наблюдениях и интерпретация результатов может быть предвзята. Так, авторы не обсуждают различия в системах образования, однако они предполагают, что изменение в методике преподавания могло бы сгладить гендерные различия. Чтобы проверить, насколько верны их предположения, необходимо поставить ряд дополнительных экспериментов.

Ранее большая коллаборация нейрофизиологов из Израиля, Германии, Швейцарии и США на основании анализа данных структурной магнитно-резонансной томографии мозга 1400 мужчин и женщин пришла к выводу, что не существует сугубо специфических особенностей центральной нервной системы, присущих тому или иному полу. Мозг каждого индивида представляет собой «мозаику» состоящую из черт, как более характерных для женщин, так и для мужчин или равным образом встречающихся у обоих полов.

Кристина Уласович

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Научное издательство Microbiology Society приостановило публикацию статей из России

Британское Микробиологическое общество (Microbiology Society), которое выпускает пять научных журналов, объявило, что останавливает работу со статьями, при подготовке которых использовалось российское бюджетное финансирование или с участием авторов, аффилированных с организациями, публично поддержавшими боевые действия на территории Украины. Эта пауза продлится до момента, когда украинские микробиологи смогут безопасно продолжить работу, говорится в заявлении совета общества.