Отставание девочек в математике объединило Россию и США

Международная команда ученых провела исследование, в ходе которого выяснила, что гендерный разрыв в успешности при решении математических задач может объясняться тем, что, решая сложные задачи, мальчики и девочки применяют разные стратегии. Результаты работы опубликованы в журнале Journal of Experimental Child Psychology (импакт фактор 2.549).

В исследовании социологов приняли участие чуть более 250 школьников из трех стран — России, США и Тайваня. Ученикам младших классов, средний возраст которых составил около 7 лет, были предложены два типа задач: на сложение однозначных (1+3) и двузначных чисел (11+14). В то время как дети решали задачи, исследователи наблюдали за тем, как именно они это делают (например, считают в слух).

Ученые обнаружили, что при решении задач с двузначными числами мальчики из России и США были успешнее девочек, однако подобного эффекта не наблюдалось в Тайване. Главное отличие состояло в том, что в российские и американские школьницы чаще использовали менее эффективные стратегии решения задач, такие как счет на пальцах, в то время как мальчики использовали метод «разложения» — разбиения задачи на более простые части. Тайваньские девочки пользовались разложением так же часто, как и мальчики.

Исследователи говорят о том, что гендерные различия могут быть связаны с социальным опытом детей, а также с врожденными гендерными отличиями в способностях к визуализации и пространственному восприятию. Кроме того, ученые отмечают, что результаты их исследования согласуются с другой работой, в которой ученые обнаружили, что гендерные отличия в способностях к математике среди азиатских студентов меньше, чем среди американских.

Сами авторы говорят о том, что их выводы основаны исключительно на наблюдениях и интерпретация результатов может быть предвзята. Так, авторы не обсуждают различия в системах образования, однако они предполагают, что изменение в методике преподавания могло бы сгладить гендерные различия. Чтобы проверить, насколько верны их предположения, необходимо поставить ряд дополнительных экспериментов.

Ранее большая коллаборация нейрофизиологов из Израиля, Германии, Швейцарии и США на основании анализа данных структурной магнитно-резонансной томографии мозга 1400 мужчин и женщин пришла к выводу, что не существует сугубо специфических особенностей центральной нервной системы, присущих тому или иному полу. Мозг каждого индивида представляет собой «мозаику» состоящую из черт, как более характерных для женщин, так и для мужчин или равным образом встречающихся у обоих полов.