Нобелевская премия по экономике присуждена за исследования в области поведенческой экономики
В понедельник, 9 октября, стало известно, что Нобелевскую премию по экономике (или, официально, Премию Шведского национального банка по экономическим наукам памяти Альфреда Нобеля) получит американский экономист Ричард Талер: «за его вклад в поведенческую экономику». Об использовании знаний и методов современной когнитивной науки в экономических исследованиях, а также о том, что изучают специалисты по поведенческой экономике, читайте в нашем материале.
Нобелевская премия по экономике была учреждена в 1969 году, и с тех пор ее вручали в основном либо за фундаментальные экономические открытия, либо за исследования по применению в экономике методов прикладной математики. Например, в 1979 году Теодор Шульц и Артур Льюис получили премию за работу в области экономического развития (на примере развивающихся стран), а в 1994 году лауреатами стали знаменитый американский математик Джон Нэш и его коллеги, осуществившие анализ равновесия в теории некооперативных игр.
Таким образом, деятельность большинства лауреатов-экономистов (и экономической науки вообще) направлена на построение формальных микро- и макроэкономических моделей, необходимых для эффективного описания и прогнозирования финансового поведения людей и крупных государственных и коммерческих структур. В наиболее общем виде экономическая наука исходит из того, что поведение человека можно предсказать. Именно поэтому экономику называют «самой точной социальной наукой».
Экономисты, однако, понимают, что люди не всегда ведут себя рационально и распределяют свои доходы в соответствии с первоочередными, самыми важными потребностями. Мы можем тратить деньги на товары, которые нам не нужны, только потому, что они нам нравятся, или же не тратить деньги на что-то ожидаемо выгодное и полезное — только потому, что боимся. Однако подобные факторы, влияющие на настроения потребителей, сложно учесть при анализе финансового поведения: аналитики могут предсказать повышение величины спроса на зонтики в дождливый сезон (и, соответственно, рост предложения — для максимизации прибыли), но растеряются, если окажется, что в рейтинге продаж зонтики по какой-то причине уступили первенство дождевикам. Именно поэтому поведенческие факторы, влияющие на финансовые решения людей, долгое время игнорировались — несмотря на то, что термин «поведенческая экономика» появился еще в 70-х годах прошлого века.
Все изменилось, когда в 2002 году Нобелевскую премию по экономике получил не экономист, а американский психолог израильского происхождения Дэниел Канеман, с формулировкой: «За применение психологической методики в экономической науке». Канеман долгое время занимался изучением принятия решений — когнитивного процесса, который заключается в выборе одной стратегии поведения среди нескольких возможных, а также анализом внешних и внутренних (поведенческих) факторов, которые на этот выбор влияют.
В этом году Нобелевскую премию традиционно получил экономист: профессор Чикагского университета Ричард Талер (Richard H. Thaler). Его вклад в экономическую науку, однако, больше касается психологической стороны дела. Главный тезис его научных работ сводится к тому, что человека можно заставить покупать, а его финансовое поведение — предсказать, если учитывать, что человек — это существо иррациональное.
Одна из самых известных работ Талера, значительно обогатившая поведенческую экономику, посвящена изучению так называемого «эффекта владения». В соответствии с классической экономической теорией, владение каким-либо товаром или услугой не должно влиять на его ценность. Иными словами, теория предполагает, что человек, купивший, например, книгу, продаст ее, если захочет с ней расстаться, по той же самой цене, за которую она ему досталась. Талер (совместно с Канеманом) показал, что это не так. В 1990 году ученые провели эксперимент, в ходе которого раздали людям обычные кофейные кружки, а затем предложили их продать или обменять на шариковые ручки. Оказалось, что человек, уже владеющий кружкой, готов расстаться с ней за вдвое большую «цену», чем та, которую он же готов был заплатить за ту же кружку, пока еще ею не обладал.
Задумавшись над тем, под влиянием каких факторов человек принимает такое решение, ученые пришли к выводу, что оно обусловлено его же собственным поведением: уже обладая товаром, человек присваивает ему бóльшую ценность (и даже привязывается к нему), так как уже потратил силы, время и средства на его приобретение.
Другой пример «иррациональности» финансового поведения людей, который Талер описывает в своих работах, связан с понятием «честности» цены. Так, в баре и супермаркете может продаваться один и тот же товар, но по разным ценам. И хотя мы готовы заплатить за бутылку пива столько, сколько спрашивает бармен, мы не станем покупать по той же цене то же самое пиво в супермаркете, потому что уверены, что там оно должно стоить вдвое дешевле.
Несмотря на то, что Талер считает людей существами иррациональными, он не сомневается, что их финансовое поведение можно прогнозировать — и даже извлекать из этого выгоду. В своей книге «Nudge. Архитектура выбора. Как улучшить наши решения о здоровье, благосостоянии и счастье», выпущенной в 2008 году (русский перевод вышел в 2017-м), он формулирует теорию «подталкивания» (от англ. nudge — толкать плечом). В соответствии с этой теорией, некоторые аспекты поведения человека можно предсказать — а затем и использовать для эффективной продажи товаров и услуг, а также для максимизации прибыли.
Следовательно, полагает Талер, коммерческие организации напрасно стараются убедить покупателя в том, что приобретение их товаров выгодно для него. Лучше бы они убедили его в том, что их товары ему необходимы.
Мнение эксперта
Бóльшая часть экономических теорий исходит из упрощенных характеристик среды. Они подразумевают, что решения принимаются рационально, в зависимости от будущей доходности. Но понятно, что в жизни это почти всегда не так.
Известно, что у человека есть несколько десятков предрассудков, которыми он руководствуется, в том числе и в экономической деятельности. С одной стороны, человек может исходить из рационального поведения других людей и, соответственно, вести себя по-другому, либо, напротив, ждать, что люди будут вести себя иррационально, чтобы самому вести себя рационально. Это касается всех областей: и инвестирования, и торговли.
Это и есть так называемые «поведенческие финансы». Эта область популярна уже лет пятнадцать, вполне ожидаемо, что одна из Нобелевских премий будет посвящена именно этому — то есть, проблеме использования психологических моделей для предсказания экономического поведения людей.
Эти работы подкреплены хорошей математикой, они нашли свое подтверждение в эконометрических работах. В качестве примера влияния предрассудков, иррациональности можно привести, например, ситуацию с ICO, ситуацию вокруг блокчейна — это типичный пример использования «поведенческих финансов». Это отвлечение внимания от проблем, что дает возможность заработать тем, кто был первым, поскольку очевидно, что коррекция рынка криптовалют неизбежна.
Второй пример: то, что в нашей стране в первое десятилетие 2000-х была совершенно ненормальная ситуация с недвижимостью. Такая же ситуация была в 1927–1930 годах в США, и это привело к кризису во всей экономике. Недвижимость по всем параметрам не может приносить достойный инвестиционный доход, но у нас она его приносила. Тут действовали несколько факторов: влияние ипотеки, резкий недостаток возможностей для инвестирования. То есть, в результате это выстрелило, кто-то заработал.
Анализ иррациональных действий людей позволяет не наступать на грабли, на которые хочется наступить, но наличие теории не означает, что лично вы достигнете успеха. Любые экономические закономерности реализуются статистически.
Иван Родионов
Доктор экономических наук, профессор Высшей школы экономики
Талер мог стать нобелевским лауреатом еще 15 лет назад — вместе с Канеманом, чьим соавтором он нередко выступал. Тогда, однако, Шведская королевская академия наук посчитала, что престижную премию по экономике не стоит вручать сразу двум ученым-психологам (несмотря на то, что Талер — экономист), и вместе с Канеманом премию получил Вернон Смит — один из основоположников экспериментальной экономики. Теперь академия признала вклад второго «отца-основателя» поведенческой экономики в развитие экономической науки.
Профессор Талер «убил» Homo economicus — сказочную ступень эволюции человека, достигнув которой, он ведет себя максимально рационально — и тем самым позволяет корпорациям и правительствам предсказывать свое финансовое поведение. Вместо этого Талер показал, что всякий потребитель — это в первую очередь человек, который руководствуется не абстрактной выгодой, а своими (иногда — спонтанными и ведущими к получению немедленного вознаграждения) интересами.
Церемония награждения Шведской королевской академии наук пройдет в Стокгольме в начале декабря: в этом году лауреат премии по экономическим наукам получит девять миллионов шведских крон (примерно 1,1 миллиона долларов). На вопрос журналиста издания The New York Times о том, как он потратит эти деньги, Талер ответил: «Наименее рационально».
Литература
Leonard T. C. Richard H. Thaler, Cass R. Sunstein, Nudge: Improving decisions about health, wealth, and happiness //Constitutional Political Economy. — 2008. — Т. 19. — №. 4. — С. 356-360.
Kahneman D., Knetsch J. L., Thaler R. H. Experimental tests of the endowment effect and the Coase theorem //Journal of political Economy. — 1990. — Т. 98. — №. 6. — С. 1325-1348.
Kahneman D., Knetsch J. L., Thaler R. Fairness as a constraint on profit seeking: Entitlements in the market //The American economic review. — 1986. — С. 728-741.
А вот амфибии не в восторге
Чаще всего животные в зоопарках относятся к посетителям нейтрально: присутствие или отсутствие гостей не меняет привычного поведения животных или их физиологических показателей. Однако некоторым везет больше — например, слоны лучше всего реагируют на людей и не испытывают их отрицательного влияния. А вот амфибии в этом вопросе — на другом полюсе. К таким выводам пришли ученые, которые проанализировали 105 научных исследований, посвященных влиянию посетителей зоопарка на их обитателей (исключая приматов). Исследование опубликовано в журнале Animals. Посетители зоопарка по-разному влияют на его обитателей. Наличие или отсутствие людей, расстояние, на которое они приближаются к животным, их поведение, создаваемый шум, форма взаимодействия с животными и даже исходящие от них запахи могут быть источником стресса для животных. В ответ на такой стресс меняются реакции животных, например, они становятся менее активны, чаще избегают встречи с посетителями, а сотрудники зоопарков находят своих подопечных более бдительными, настороженными и отмечают у них больше стереотипных действий/реакций. С другой стороны, посетители могут и положительно влиять на обитателей зоопарков. Тогда животные проявляют повышенный интерес к посетителям и к зонам для посетителей, привлекают к себе внимание гостей зоопарка и даже приближаются к ним. И, наконец, присутствие или отсутствие посетителей может никак не сказываться на животных: поведение или физиологические показатели питомцев зоопарка (например, частота дыхания и сердечных сокращений, уровень кортизола — гормона стресса) не изменяются. Такое разное влияние гостей зоопарка на его обитателей называют эффектом посетителя. Лучше всего исследовано влияние посетителей на приматов, которые испытывают на себе, как положительные, так и отрицательные эффекты от встреч и взаимодействия с гостями зоопарков. Приматы активны, а их поведение разнообразно, поэтому внимание посетителей часто направлено на них. Такие особенности и высокий интерес людей к этим обитателям зоопарков и стали причинами, по которым эффект посетителя наиболее изучен для приматов. Однако Эллен Уильямс (Ellen Williams) из Университета Харпера Адамса и ее коллеги показали, что начиная с 1992 года появляются исследования эффекта посетителя для видов, которые не относятся к приматам. Особенно много таких публикаций авторы отметили в 2021 году, когда было выпущено 24 статьи. Чтобы выяснить это, ученые с помощью статистических методовпроанализировали 105 исследований эффекта посетителей для 252 видов животных, ни один из которых не относился к приматам. Большинство исследованных видов были млекопитающими (56 процентов), 28 процентов — птицами, 1 — беспозвоночными, 4 — рыбами, 9 процентов — рептилиями и 2 — земноводным. Что интересно, если первые в этом контексте работы о млекопитающих не из отряда приматов появились в 1992 году, то первая статья о птицах вышла в 2008 году, а первое упоминание беспозвоночных относится только к 2019 году, амфибий, рептилий и рыб — 2020-2021 годам. Во всех исследовательских работах было 302 интерпретации влияния посетителей. Из них 53 процента интерпретаций были нейтральными, 21 — отрицательными и только 4 — положительными. Оказалось, что лучше всего фактор посетителей сказывается на слонах. В исследованиях с этими животными чаще отмечался положительный эффект посетителя (p< 0,0002) и не отмечался отрицательный. Как предполагают авторы, отсутствие отрицательных реакций у слонов может быть связано с их размерами, по аналогии с обезьянами, среди которых негативно чаще реагировали те, которые по размеру меньше человека. Или же, возможно, что дело в особенностях содержания: как опасных животных, слонов необходимо держать в безопасности и на расстоянии от публики, что могло способствовать снижению негативного воздействия людей на реакции слонов в зоопарках (но не стоит торопиться в вольеры к этим животным, так как авторы предупреждают, что исследований со слонами мало, и все результаты очень предварительны.) Среди млекопитающих (исключая приматов) чаще негативно реагировали непарнокопытные и парнокопытные, сумчатые и ежи. Хотя и хищники, например, львы, тигры, леопарды и сурикаты, наряду с нейтральным и положительным откликом на посетителей, испытывали и отрицательное влияние. Попугаи, которые сами хотят взаимодействовать с людьми, как и слоны, часто имели положительный опыт (p < 0,0002), но и отрицательный — тоже. При этом в целом птицы чаще всего реагировали на посетителей нейтрально, рыбы — нейтрально, амфибии — отрицательно (p < 0,05). В основном критериями оценки эффекта посетителя были изменения в поведении животных: в 95 исследованиях из 105 оценивалось именно оно. Например, в исследованиях отслеживались активность животного или бездействие, характер передвижений, близость к сородичам, близость к посетителям, позитивные социальные взаимодействия, поведение в состоянии покоя, стереотипное или нормальное поведение и бдительность. Также оценивались и физиологические сдвиги — в 26 исследованиях, и физические изменения — в одном исследовании. Поведенческие, физические и физиологические измерения использовались в отношении млекопитающих, поведенческие и физиологические — в отношении птиц. Для рептилий, амфибий, рыб и беспозвоночных использовались только поведенческие наблюдения. Авторы этой работы делают достаточно обобщенные выводы, однако отмечают, что есть и индивидуальные особенности, благодаря которым каждое отдельное животное по-разному переживает опыт взаимодействия с людьми. И о такой разнице сообщали и другие исследователи. Например, слониха Пха из Берлинского зоопарка научилась чистить бананы, когда ее сородичи продолжали есть с кожурой.